Тестирование 6 моделей
Фотопленке приходит конец? Не совсем так. Но дл целого ряда работ лучшим вариантом выбора может стать цифровая фотокамера.
Вспомните, с каким волнением вы в первый раз вынимали отпечаток из фотокамеры Polaroid дл моментальных снимков, когда прямо на ваших глазах появлялось еще влажное изображение. Большинство из нас хотели бы получить удовольствие от снимка немедленно, и современные цифровые фотокамеры как раз способны дать нам это. Но в отличие от широко распространенных фотокамер Polaroid массового производства беспленочные камеры начального уровня, представленные сегодня на рынке, не предназначены для съемки, осуществляемой от случая к случаю фотографами-любителями, - цены около 1000 долл. все еще слишком высоки, а качество изображения существенно уступает качеству отпечатков, полученных с использованием фотопленки.
Изготовители цифровых фотокамер ориентируются на делового пользователя. Цифровая фотокамера позволяет быстро и просто фиксировать изображение и вводить его непосредственно в ПК, что для многих приложений в деловой сфере представляется более важным, чем качество изображения. Например, легче получить изображения дл презентации, информационного бюллетеня или локального архива Web с помощью цифровой камеры, чем производить фотосъемку, проявлять снимок и затем с помощью сканера вводить его в ПК. Персонал правоохранительных органов, страховые агенты и инспекторы по строительному надзору могут пользоваться цифровыми фотокамерами для получени изображения места события. Агенты по недвижимости могут оперативно фотографировать дома и помещать их снимки в базы данных своих ПК для просмотра потенциальными покупателями. Службы безопасности могут использовать камеру для получения моментального изображения каждого, кто входит в помещение, и т.п. И в таких областях применения цифровая фотография быстро становитс значительно экономичнее, чем фотосъемка на пленку.
Безусловно, существует целый ряд цифровых камер, лучшие из которых позволяют получать отпечатки, сравнимые по качеству с пленочными камерами высшего класса (см. врезку "Только для профессионалов: студийные камеры"). Однако такие устройства стоят десятки тысяч долларов и предназначены дл профессиональных студийных фотографов и фотожурналистов. Для данного первого обзора беспленочных фотокамер в журнале PC Magazine мы решили отобрать менее дорогостоящие устройства начального уровня, предназначенные в основном для пользователей из сферы бизнеса и непрофессиональных фотографов. Чтобы цифровая камера попала в этот обзор, она должна была предназначаться пользователю ПК и иметь реальную розничную цену менее 1000 долл.
Мы получили шесть камер - Apple QuickTake 150, Casio QV-10, Chinon ES-3000, Dycam Digital Color Zoom Camera 10-C, Eastman Kodak Digital Science DC40 Camera и Logitech FotoMan Pixtura. Их цены лежали в пределах от 739 долл. у QuickTake 150 до 1095 долл. для ES-3000. Когда готовилась эта статья, фирма Fuji анонсировала камеру начального уровня DS-220, но ее окончательный образец не был готов ко времени испытаний. Кроме того, фирма Chinon предварительно анонсировала свою беспленочную камеру ES-1000 с 24-бит представлением цвета, рекомендуемая изготовителем цена которой будет ниже 500 долл.
Беспленочные камеры очень похожи на традиционные фотокамеры. В камерах обоих типов имеются объектив, затвор и диафрагма. Фактически, в некоторых профессиональных беспленочных камерах используютс готовые корпуса от 35-мм аппаратов Nikon, Minolta или Canon. Различие же их заключается во внутреннем устройстве или в способе сохранения изображения.
В традиционных фотокамерах изображение фокусируетс на пленке, покрытой светочувствительным слоем кристаллов галоидного серебра. Затем в темной комнате или в автоматической установке (мини-лаборатории) пленка последовательно погружается в растворы химических реактивов для проявки и фиксации отснятого изображения.
В беспленочных камерах изображение фокусируется на фоточувствительном размером с почтовую марку кристалле полупроводника, называемом прибором с зарядовой связью (ПЗС). В электронном мире персональных компьютеров ПЗС выступает в качестве замены фотопленки и служит дл преобразования воспринимаемого изображения в пикселы (элементы изображения). ПЗС применяются также в сканерах, факсимильных аппаратах и видеокамерах, хот обычно качество большинства ПЗС для беспленочных камер выше и такие ПЗС, безусловно, дороже.
ПЗС содержат сотни тысяч или даже миллионы резисторов, или элементов выборки. Чем больше элементов-ячеек в ПЗС, тем выше разрешение и качество изображения. При открывании затвора фотокамеры свет, попадая на ячейки ПЗС, приводит к образованию электрического заряда; чем больше света, тем больше ток. В темных местах заряд не образуется. Для получени цветного изображения оно пропускается через многослойный набор, содержащий красный, синий и зеленый светофильтры. После этого свет попадает на пикселы ПЗС, которые чувствительны к красному, синему или зеленому цвету. Эта комбинация пикселов и образует полноцветное изображение.
Затем электрические заряды усредняются и преобразуются посредством аналого-цифрового преобразователя (АЦП) в сочетания нулей и единиц. В цифровых фотокамерах используются встроенные схемы АЦП, осуществляющие преобразование изображения в момент его восприятия. После этого цифровые данные подвергаютс сжатию и запоминаются в памяти камеры. В зависимости от камеры, степени сжатия и типа используемой запоминающей среды процесс сжатия и запоминания изображения занимает около 5 с. Еще несколько секунд уходит на перезаряд встроенной фотовспышки (при ее наличии), и вы можете делать следующий снимок.
Второй тип беспленочных фотокамер (в этом обзоре они не рассматриваются) очень близок к получившим широкое распространение видеокамерам. Видеокамеры для съемок неподвижных сцен воспринимают изображение аналогично цифровым фотокамерам, но в отличие от них не преобразуют изображение в цифровую форму немедленно, а сохраняют его в аналоговом виде на миниатюрных гибких 2-дюйм дисках (выполняющих при записи видеоизображени те же функции, что и аудиолента при записи звука). В последующем информация с дисков преобразуется в цифровую форму во внешнем накопителе с АЦП или непосредственно при воспроизведении из камеры посредством платы цифрового преобразовател видеосигналов (устройства захвата кадра).
Основное преимущество видеофотокамер по сравнению с цифровыми состоит в том, что они позволяют немедленно воспроизвести изображение на телевизионном приемнике или мониторе компьютера, записать его на видеомагнитофоне или передать в телевизионную сеть. Мы не стали рассматривать какие-либо видеокамеры дл съемок неподвижных сцен, поскольку при цене 2500 долл. даже самая дешевая модель среди них стоит значительно дороже цифровых фотокамер начального уровня. Однако представленная в этом обзоре камера Casio представляет собой гибрид, сочетающий возможности цифровой и видеофотокамер.
Работать с любой из рассмотренных в обзоре камер чрезвычайно легко, поскольку все они представляют собой простые автоматические устройства, не требующие ручной настройки. Практически каждый сможет пользоваться ими после краткого обучения. Загрузка изображений в ПК не вызывает затруднений и требует только подключени соединительного кабеля к камере и последовательному порту компьютера, открывания файлов поставляемого с фотокамерой программного обеспечения и выбора мышью команды, по которой ваши изображения будут автоматически переданы и запомнены на жестком диске.
И конечно, важное значение имеет скорость. Вместо того чтобы тратить часы или дни, ожидая, когда будет проявлена пленка и будут изготовлены отпечатки, просто сделайте моментальный снимок и загрузите его в свой портативный или настольный компьютер. При наличии модема и телефона сотовой связи можно сразуже передавать изображения в любую точку в мире, включа Internet.
Но с другой стороны, есть смысл еще немного подождать, прежде чем распрощаться со своей пленочной фотокамерой. Результаты наших испытаний показывают, что при всех своих успехах и достоинствах беспленочные камеры начального уровня имеют множество практических ограничений, главное из которых состоит в очень невысоком качестве получаемых отпечатков вследствие низкого разрешения камер.
Все шесть испытанных нами беспленочных фотокамер обеспечивали 24-бит представление цвета, но имели разное разрешение - от 320x240 (у Casio) до 640x480 (у Apple, Chinon и Dycam), 756x504 (у Kodak) и 756x512 (у Logitech). Пользователи фотокамеры Casio могут по желанию использовать или "собственное" присущее камере разрешение 320x240, или интерполированное разрешение 640x480.
Эти значения вполне достаточны для формировани изображения на экране VGA или получения отпечатков размером не более 3x4 дюйм (7,6x10,2 см) или 4x5 дюйм (10,2x12,7 см) при разрешении принтера 300 точка/дюйм. Но если еще больше увеличить эти снимки, то на отпечатках появятся артефакты (паразитные узоры, вызванные ложными информационными точками в изображении), станет заметной дискретность изображени (пятна тени и света и неровные края, вызванные квадратными пикселами) и изображение в целом будет страдать от недостаточной проработки деталей.
Чтобы в истинном свете оценить качество изображений, наша группа неспециалистов сравнивала лучшие отпечатки, полученные для всех шести беспленочных камер на принтере с термопереносом твердого красителя, со снимками, отснятыми одноразовой камерой Kodak FunSaver ценой 10 долл. и обработанными и отпечатанными автоматической установкой с длительностью цикла обработки 1 ч. Мнение было единодушным - отпечатки, полученные с помощью нераздвижной пленочной фотокамеры (с постоянным фокусным расстоянием и простым затвором), значительно превосходили по качеству лучшие отпечатки беспленочных камер начального уровня.
Помимо посредственного качества снимков есть еще ряд серьезных недостатков, присущих беспленочным камерам начального уровня, которые могут разочаровать пользователей. Один из них - отсутствие возможности управлять процессом съемки. В отличие от полупрофессиональных пленочных 35-мм фотокамер со сравнимыми ценами ни в одной из наших шести беспленочных камер не была предусмотрена ручна установка диафрагмы и выдержки, чтобы можно было адаптировать процесс съемки к различным условиям освещения. Камеры Kodak и Logitech (они практически идентичны) позволяют устанавливать компенсацию экспозиции до одного деления диафрагмы, а камера Casio - до двух делений. Ни для одной из этих фотокамер не предусмотрены сменные объективы, и все они, кроме Chinon и Dycam (эти две представляют собой по существу одну камеру с различным программным обеспечением), имеющих объективы с автофокусировкой и трехкратным трансфокатором, используют объективы с фиксированной фокусировкой и постоянным фокусным расстоянием. Иными словами, в них используется та же оптическая система, что и в простых нераздвижных камерах.
Еще одним слабым местом этих камер являетс видоискатель. За исключением камеры Casio с новым цветным ЖК-экраном, на который изображение поступает через объектив, во всех других испытывавшихс беспленочных камерах применены простые оптические видоискатели без автоматической коррекции параллакса (необходимой для точного кадрирования при съемках крупным планом и макросъемках). Это означает, что увиденное через видоискатель, особенно при съемках на близком расстоянии, не обязательно совпадет с тем, что будет "схвачено" камерой на снимке.
Многие из этих недостатков устранены в цифровых фотосистемах профессионального уровня, как, например, Kodak DCS460 и Nikon E2 (они описаны во врезке "Профессиональные студийные камеры"), в которых используются корпуса стандартной 35-мм зеркальной камеры с одним объективом для фокусирования и съемки. В этих дорогих камерах применяются также более сложные конструкции по сравнению с их аналогами начального уровня, что позволяет улучшить качество изображения. Например, в Minolta RD-175 и AGFA ActionCam (ценой около 10 тыс. долл. каждая) для получения изображения с разрешением 1528x1146 и 24-бит представлением цвета вместо одной ПЗС-матрицы с высокой плотностью размещения элементов используются три сравнительно недорогие ПЗС-матрицы и светорасщепляющая система. Применение трех матриц ПЗС по существу устраняет искажение цветов.
Еще большим числом индивидуальных особенностей обладают камеры Nikon E2 и Fujix DS-515 (цена каждой из них составляет около 16,5 тыс. долл.) с большой емкостью встроенной памяти. Это позволяет производить ими съемку до 7 кадров в непрерывном режиме со скоростью 3 кадр/с, что делает их пригодными дл скоростной съемки объектов, например спортивных эпизодов.
Когда в обычной фотокамере у вас кончается пленка, вы просто вставляете новую кассету. Поскольку в наших шести беспленочных камерах изображение сохраняется во встроенной памяти, на общее число отснятых вами кадров налагаются более жесткие ограничения. В режиме высокого качества снимков камеры Chinon и Dycam позволяют сохранить только пять кадров (хотя в обе камеры могут быть установлены дополнительные, но дорогостоящие платы PC Cards с емкостью памяти от 1 до 16 Мбайт), камера Apple - 16 кадров, Kodak и Logitech - по 48 кадров и Casio - 96 кадров. После этого вы должны "выгрузить" эти кадры в свой ПК и очистить память фотокамеры дл дальнейших съемок. Выгрузка отснятых кадров в ПК может занять от 5 до 20 мин в зависимости от типа камеры, скорости передачи данных через последовательный порт компьютера и используемого формата файла. (Передача сжатых файлов в собственном формате и восстановление их в первоначальном несжатом виде вне камеры требуют значительно меньше времени, чем одновременное восстановление, передача и запоминание в форматах, подобных TIFF или BMP.)
Во всех рассмотренных нами беспленочных камерах, за исключением Casio, предусмотрена возможность увеличить число сохраняемых кадров, выполняя съемку в режиме низкого разрешения. Однако этот термин несколько неточен, поскольку разрешение (за исключением камеры Logitech) остается прежним, а изменяется степень сжати и, следовательно, качество изображения. Камера Apple позволяет сохранять во встроенной памяти до 32 кадров стандартного качества, Kodak - 96, Logitech - 150, а Chinon и Dycam - по 10 кадров высокого (среднего) и 40 кадров нормального (низкого) качества. Переключение режимов в камерах Apple, Chinon и Dycam пользователь может производить для каждого снимаемого кадра, в то время как для камер Kodak и Logitech уровень качества изображения должен репрограммироваться с помощью компьютера.
Однако не забывайте, что при среднем и низком разрешении качество изображения получается плохим и непригодным для большинства практических применений. Пользователи очень быстро усваивают, что следует избегать любых режимов, кроме режима самого высокого качества.
Все наши камеры были очень просты для настройки и съемки сразу после того, как мы вынули их из упаковки. Почти единственная трудность была связана с соблюдением правильной полярности при установке батарей. Не вызвало трудностей и инсталлирование программ. Хотя ни одна из программ не была специально предназначена для Windows 95, все программы одинаково хорошо работали под управлением и Windows 95, и Windows 3.11. Также не вызывали труда подключение последовательных кабелей и установка скорости передачи (до 57 Кбит/с для Casio и до 115 Кбит/с для других камер). Однако мы иногда отмечали приостановку передачи кадров из камеры при скорости 115 Кбит/с; это явление исчезало при задании меньшей скорости передачи.
Съемка в большинстве случаев требовала только наводки на объект съемки и нажатия на спуск. Поскольку камеры Chinon и Dycam обладают более широкими возможностями, они требуют несколько большего внимания. Кроме того, необходимо запомнить, нажатие каких кнопок или их сочетаний вызывает срабатывание функций видеовыхода и воспроизведения камеры Casio.
Существенное различие между беспленочными и обычными камерами состоит в задержке длительностью в несколько секунд, которая требуется беспленочной камере дл фиксации изображения, его преобразования, сжатия и сохранения в цифровом виде.
В отличие от пленочных каждая из этих цифровых камер позволяет стереть последний отснятый кадр, чтобы не занимать драгоценную память каким-либо неудачным снимком. Во всех камерах, кроме Apple и Kodak, сделан еще один шаг вперед - в них можно удалять несколько кадров вразбивку. Во всех камерах предусмотрен также механизм защиты, предохраняющий от случайного стирани отснятых кадров, хранящихся в памяти камеры. Еще одна важная особенность заключается в программном обеспечении, поставляемом вместе с камерой. Во многих случаях в состав ПО входят небольшие прикладные программы, позволяющие кадрировать, поворачивать и корректировать изображения без необходимости импортировать их в более сложные программы редактирования изображений (например, в Adobe Photoshop).
Мы не были удивлены, что качество отпечатков и воспроизведения на экране оказалось самым плохим дл камеры Casio, обладающей очень низким собственным разрешением 320x240 (которое может быть повышено интерполированием до 640x480 при сохранении изображений в виде файлов TIFF). Собранное нами жюри единодушно пришло к выводу, что цвета были нечистыми, а изображения - расплывчатыми с хорошо заметной дискретностью, полосами и другими артефактами. Снимкам, сделанным в помещении или в тени этой камерой (она единственная из всех не оснащена вспышкой), просто недостает живости, которую дает электронная вспышка. Тем не менее новаторская разработка Casio может оказаться полезной для некоторых пользователей. Самое удобное то, что при наличии у камеры средств цифрового входа и видеовыхода вы можете загрузить деловую презентацию в ее память и затем воспроизвести ее на телевизионном приемнике.
Поскольку камеры Kodak и Logitech обладали наивысшим разрешением, мы ожидали, что они превзойдут другие камеры по качеству изображения. Однако, за исключением одной серии тестов, они постоянно оказывались позади камер-близнецов Chinon и Dycam. Хотя их изображени действительно были более резкими по сравнению с другими камерами, они проявляли склонность к недодержкам, а их цвета были менее насыщенными и несколько грязноватыми. Так как камеры Kodak и Logitech практически идентичны, мы полагали, что качество получаемых с их помощью изображений также должно быть одинаковым. Но члены нашего жюри отдали предпочтение камере Kodak за лучшие цвета, более резкое изображение и более высокую яркость.
В 1994 г. фирма Apple была единственной на рынке с беспленочными камерами, стоящими менее 1000 долл., а ее камера QuickTake 100 собрала восторженные отзывы за четкость изображений. Модель 150 представляет собой значительный шаг вперед - в ней больше памяти, предусмотрены средства для макросъемки, улучшены алгоритмы повышения резкости изображения, усовершенствованы программные средства и снижена цена. Но при сравнении с предлагаемыми в настоящее врем камерами она не выглядит столь впечатляющей. Изображениям QuickTake не хватает резкой очерченности деталей, вспышка практически не помогает на расстояниях более 2,7 м, а цвета, хотя и получаются яркими и насыщенными, не всегда передаются точно.
В обеих камерах Chinon и Dycam успешно сочетаютс широкий набор возможностей и лучшее качество изображения среди камер своего класса. Нам понравились возможности автофокусировки и 3-кратный трансфокатор, а также возможность использования плат памяти PCMCIA. Но больше всего нам понравилась четкость изображений - они были резкими, почти свободными от артефактов и помех, цветопередача была более точной, чем у других камер, а баланс экспозиции - отличным. Хотя эти камеры идентичны, изображения, полученные камерой Dycam, постоянно выбирались как лучшие в серии благодар главным образом превосходному программному обеспечению Dycam. Используя принимаемые по умолчанию значения, программа Dycam при сохранении изображений на жестком диске выполняет автоматическую гамма-коррекцию и фильтрацию для повышения резкости.
Так вытеснит ли в конечном итоге цифровая фотографи пленочную при любых съемках - от снимков для журналов до снимков вашего летнего отпуска? Безусловно, но ключевыми в этой фразе служат слова "в конечном итоге". ПЗС предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем они смогут обеспечить получение изображений с высоким разрешением и непрерывными полутонами при доступных широкому кругу пользователей ценах. Высококачественные матрицы ПЗС сложны в изготовлении, поскольку на одном кристалле должно быть размещено очень много резисторов. Как сообщают, цена матрицы ПЗС, установленной в профессиональной камере Kodak DCS460 (рассмотренной во врезке), например, составляет 18 000 долл. за одну штуку. Совершенствование методов изготовления и растущий спрос обещают привести к снижению цен на матрицы ПЗС, однако не следует рассматривать беспленочные фотокамеры сегодняшнего поколения в качестве блестящих примеров.
Поскольку вы не захотите носить с собой портативный компьютер по Гранд-Каньону, чтобы выгружать из фотокамеры изображения через каждые две дюжины сделанных снимков, емкость памяти цифровых фотокамер должна быть увеличена. Еще важнее то, что должно быть в огромной степени улучшено качество изображений, прежде чем пользователи, осуществляющие фотосъемку от случая к случаю, убедятся в возможности отказаться от своих 100-долл. автоматических 35-мм пленочных камер или от 400-долл. зеркальных камер. (Заметьте, что, когда в наших обзорах мы отмечаем "хорошее" или "отличное" качество изображения, мы оцениваем его относительно других цифровых, но не пленочных фотокамер.)
Но могут ли цифровые фотокамеры применять дл деловых целей уже сегодня? Безусловно. Вы будете разочарованы, если покупаете цифровую камеру, предполагая использовать ее для получения отпечатков вместо фотопленки. Но если вы тратите уйму времени и денег на обработку пленки для получения снимков, предназначенных только для ПК, и вас удовлетворит просто достаточно хорошее качество изображения, вы уже можете воспользоваться преимуществами цифровой фотографии, позволяющей получать удовольствие от снимка моментально.
Редакция советует: Dycam Digital Color Zoom Camera 10-C
Ни одна из рассмотренных нами цифровых фотокамер, стоящая менее 1000 долл., не может заменить пленочную камеру для получения отпечатков профессионального качества. Но качество изображений, получаемых с помощью каждой из представленных здесь шести камер, по крайней мере достаточно для таких деловых пользователей, как страховые агенты и инспекторы по недвижимости, и для того, чтобы поместить такие изображения на странице Web или в информационном бюллетене.
Однако нашего отличия "Редакция советует" удостоена камера Digital Color Zoom Camera 10-C фирмы Dycam (цена, рекомендуемая изготовителем, и реальная розничная цена 999 долл.). Она обеспечивает удобства автоматической настройки для тех, кого пугает необходимость установки параметров фотосъемки, и предоставляет широкий выбор вариантов ручной настройки для более опытных пользователей. Dycam предусматривает три уровня разрешения, два режима изменения фокусного расстояния, три установки фокуса и три установки длительности вспышки. Отснятые изображения могут быть сохранены во встроенной памяти емкостью 1 Мбайт или платах памяти PCMCIA. Но среди всех остальных камер, включа "двойника" Chinon ES-3000 (реальная розничная цена 999 долл.), камеру Dycam выделяет высокое качество изображения. Среди всех рассмотренных нами камер только Dycam автоматически делала изображения более резкими и корректировала цветовую гамму во врем съемки, что выгодно отличало изображения этой камеры от других.
Поскольку в ES-3000 использована та же удобная, но раздвижная конструкция, эта фотокамера заслуживает почетного упоминания, как и три другие камеры этого обзора. Kodak Digital Science DC40 Camera (реальная розничная цена 850 долл.) позволяла получать изображения, которые иногда были более резкими и содержали больше деталей, чем изображения, полученные камерой Dycam. Однако мы обнаружили, что экспонометрическая система Kodak не справлялась со сложными условиями освещения, что приводило к потере большего числа кадров. Также заслуживает упоминани близнец камеры Kodak - фотокамера Logitech FotoMan Pixtura (реальная розничная цена 900 долл.), в которой предусмотрен дополнительный режим низкого разрешения, позволяющий сохранять до 150 снимков против 96 для камеры Kodak.
Почетного упоминания заслуживает также Casio QV-10 (цена, рекомендуемая изготовителем - 999 долл.). Набор возможностей этой миниатюрной камеры может сделать ее пригодной для различных пользователей, хотя мы были разочарованы общим качеством изображений, в которых проявлялась склонность к появлению артефактов и дискретности изображения из-за низкого разрешения. Тем не менее ее новый цветной видоискатель/экран на ЖКИ позволяет моментально просматривать сделанные снимки. Кроме того, ее возможности цифрового ввода и видеовывода изображений могут представлять реальный интерес дл мобильных деловых пользователей. Вы можете загружать в память камеры презентации на слайдах или другие изображения (до 96 кадров в формате TIFF или BMP) и затем подключить камеру к любой видеоаппаратуре (телевизору, видеомагнитофону или видеопроектору) и воспроизвести эти слайды.
Соответствие решаемой задаче: цифровые фотокамеры
Качество изображения, получаемое с помощью цифровых фотокамер начального уровня, значительно хуже качества отпечатков с фотопленки, но удобства цифровой фотографии для непосредственного ввода в компьютер неподвижных изображений не идут ни в какое сравнение с возможностями пленочных камер. Шесть цифровых камер, которые мы испытывали, предоставляют это удобство с разными уровнями притязаний на совершенство.
Эргономические свойства и удобства очень важны, особенно для новичков в фотографии. Мы оценивали, насколько привычным будет пользование каждой цифровой камерой для типичного покупателя, знакомого с автоматическими 35-мм фотокамерами. Мы оценивали также, достаточно ли удобно держать камеру в руках, насколько интуитивно понятны пиктограммы состояния и насколько полна техническая документация.
Чтобы получить высокую оценку в категории фиксации и сохранения изображений, помимо всего прочего, камера должна быть простой в пользовании. Существует ли автоматическая установка экспозиции и скорости срабатывания завтра, позволяюща пользователю избежать сложностей выбора диафрагмы? Могут ли более опытные пользователи при желании устанавливать эти параметры вручную? Более хорошие камеры позволяют менять фокусное расстояние, предоставляя возможности теле- или широкоугольной съемки, а также обеспечивают различные режимы фотовспышки.
Фиксация и сохранение изображений лишь часть дела; затем вам потребуется загрузка изображений из памяти камеры в ваш ПК. Здесь мы оценивали, насколько просто выполнить инсталляцию и пользоваться программным обеспечением, включенным в комплект поставки. Мы учитывали также, насколько быстро изображения могут быть переданы в ПК. Когда изображения оказывались загруженными в ПК, мы пытались найти надежные инструментальные средства манипулирования и редактирования изображений, с тем чтобы пользователь мог слегка подправить "снимок", не открывая файл в более сложном пакете, например в Photoshop.
В конечном счете самым важным является качество изображения. Мы внимательно рассматривали различные атрибуты, отличающие действительно хорошее изображение от просто сносного. Мы оценивали динамический диапазон (диапазон между самым ярким светлым пятном и наиболее густыми тенями), правильность цветопередачи и резкость изображения, а также качество отображения на экране и печати на принтере.
Соответствие решаемой задаче: Эргономические свойства и удобства Плохо Фиксация и сохранение изображений Приемлемо Загрузка изображений в ПК Хорошо Качество изображения Отлично
Камера Casio QV-10 (цена, рекомендуема изготовителем - 995 долл.) обладает впечатляющим набором функций и возможностей. Эта сверхпортативна камера позволяет сохранять до 96 кадров, прежде чем возникнет необходимость выгрузить их в компьютер, в качестве видоискателя в ней использован ЖК-дисплей, который выполняет также функции мини-экрана дл воспроизведения отснятых кадров, а батареи обеспечивают длительную работу. Вы сможете даже из любой прикладной программы для подготовки презентаций загрузить в эту камеру слайды и использовать ее в дороге дл презентаций; для этого достаточно просто соединить QV-10 с любым телевизионным приемником посредством поставляемого в комплекте с камерой кабеля. Только низкое качество изображений не позволяет считать ее идеальной беспленочной камерой. Получаемые изображени с низким разрешением характеризуются плохой проработкой деталей и значительной дискретностью.
При массе 190 г и размерах чуть больше пачки сигарет QV-10 легко умещается в кармане рубашки. Четырех батарей AA хватает на 1 ч непрерывной съемки, что соответствует примерно 750 кадрам. Выгрузка каждого кадра (в режиме сжатого изображения) в портативный или настольный ПК занимает менее 5 мин. Объектив с постоянным фокусным расстоянием и относительно большой светосилой f/2, высокая светочувствительность, эквивалентная 100 по шкале ISO, и малая выдержка 1/4000 с позволяют с помощью QV-10 снимать объекты в движении и устраняют влияние дрожания камеры. Производит впечатление глубина резкости от 13 см до бесконечности (в режиме макросъемки).
Но наиболее интересной новинкой в QV-10 являетс цветной ЖК-экран, позволяющий осуществлять визирование через основной объектив, удерживая камеру на расстоянии вытянутой руки от глаза. Кроме того, объектив может поворачиваться на 270 градусов, что превращает QV-10 в отличную камеру для быстрой съемки одной рукой кадров, которые были бы потеряны, если бы пользователю приходилось терять время на соответствующее кадрирование.
Камера QV-10 имеет как цифровой, так и аналоговый видеовыходы, поэтому изображения могут передаваться в компьютер, видеомагнитофон, на телевизионный экран или видеопроектор. Эта модель - единственная беспленочна камера на рынке, в которой предусмотрен цифровой ввод изображения. Пользователь может подготовить полную презентацию деловой графики - до 96 кадров - и загрузить ее в камеру в виде файлов TIFF или BMP дл воспроизведения через выходной видеопорт.
Переключение выполняемых функций осуществляется с помощью ряда кнопок, расположенных на верхней части корпуса камеры, а состояние и сообщения об ошибках понятными английскими словами отображаются на ЖК-экране видоискателя. Можно просматривать все отснятые кадры, удалять или отмечать отдельные кадры для защиты от случайного стирания.
Хотя видоискатель камеры QV-10 с ЖК-экраном представляет собой желанный технологический шаг вперед по сравнению с простым оптическим видоискателем, он все еще далек от совершенства. Практически ничего нельз увидеть в видоискателе при съемках объекта с яркой задней подсветкой (несмотря на возможность регулировки яркости ЖК-экрана). Кроме того, при макросъемке трудно определить, находится ли объект съемки в фокусе или нет.
Несмотря на впечатляющий набор возможностей, емкость встроенной памяти QV-10 составляет всего 2 Мбайт. Этой памяти достаточно только для выделения блоков по 25 Кбайт для запоминания каждого кадра. Для получени изображения с 24-бит представлением цвета и разрешением 640x480 такой файл должен быть восстановлен в несжатом виде и интерполирован до объема 922 Кбайт. Неудивительно, что изображения QV-10 характеризуютс наибольшими искажениями и дискретностью. Цвета всюду нечистые, за исключением ярко освещенных областей, а при печати изображениям просто не хватает четкости и деталей. Изображения на экране выглядят лучше, но не намного. Еще один недостаток - отсутствие встроенной вспышки. Снимкам, сделанным в помещении, недостает четкости и проработки деталей, а цвета имеют фиолетовый налет. Можно добиться несколько лучшей экспозиции с помощью средств компенсации до двух делений шкалы диафрагмы.
Благодаря средствам цифрового ввода и видеовывода камера QV-10 представляет собой отличный инструмент дл сферы бизнеса, открывающий новые возможности широкому кругу пользователей. Например, агенты по недвижимости смогут сделать снимки предлагаемых на продажу домов, затем принести камеру домой к покупателю и провести видеопоказ слайдов. Но, чтобы камера смогла полностью реализовать свои потенциальные возможности, фирма Casio должна встроить в нее вспышку и резко образом улучшить качество изображения.
Соответствие решаемой задаче: Casio QV-10 Эргономические свойства и удобства Отлично Фиксация и сохранение изображений Отлично Загрузка изображений в ПК Хорошо Качество изображения Плохо
Только факты: Casio QV-10
Цена, рекомендуемая изготовителем, - 995 долл.
Casio QV10 имеет средства цифрового ввода и видеовывода; это означает, что вы можете создать презентацию, загрузить ее в камеру и затем воспроизвести на любом телевизионном приемнике. Наиболее интересным новым решением в QV10 служит цветной ЖК-дисплей, позволяющий моментально выбирать кадр. Однако плохое качество изображени омрачает этот во всем остальном выдающийс комплект.
Casio Inc., 570 Mount Pleasant Ave., Dover, NJ 07801; 201-361-5400.
Психологически приятнее пользоваться устройством, напоминающим что-то знакомое. Именно по этой причине нам особенно пришлись по вкусу камеры Chinon ES-3000 (цена, рекомендуемая изготовителем - 1095 долл., реальная розничная цена - 999 долл.) и Dycam Digital Color Zoom Camera 10-C (рекомендуемая изготовителем и реальная розничная цена - 999 долл.). Эти почти идентичные камеры выглядят внешне, воспринимаются и работают подобно автоматической пленочной фотокамере. В них реализованы автофокусировка и автоматический 3-кратный трансфокатор, работающий при нажатии кнопки, а также возможность сохранять кадры на плате памяти PCMCIA, которая может заменяться за несколько секунд, что очень напоминает замену кассеты с пленкой. По сравнению с Chinon камера Dycam поставляется с более сложными программами, и это различие проявляется в качестве получаемых отпечатков - наше жюри неизменно отпечатки Dycam оценивало выше отпечатков, полученных камерой-близнецом.
В них отсутствуют возможности предварительной вспышки (для устранения эффекта "красных глаз" при съемке людей), но при выдвижении передней панели дл включения камеры вспышка смещается немного дальше от объектива, что обеспечивает лучшее освещение. Кроме того, в процессе осуществляемого камерой сжатия и запоминания кадра в видоискатель направляется зеленый свет, поэтому вы всегда знаете, когда камера будет готова к съемке следующего кадра.
Расположение кнопок управления трансфокатором вынуждает вас держать камеру двумя руками. Замена батарей требует сноровки - вначале нужно снять ремешок, открыть внешнюю крышку, чем-либо открыть внутреннюю крышку, вставить батареи и затем выполнить обратные действия. Панель управления понятна и обеспечивает легкость программирования с помощью трех кнопок размером с подушечку пальца. Эти камеры предоставляют вам более широкий выбор режимов съемки, чем большинство пленочных камер. Вы можете выбрать один из трех режимов качества (нормального, высокого и супервысокого), один из двух режимов изменения фокусного расстояния (ручной или программный), один из трех режимов фокусировки (множественная автофокусировка, точечна автофокусировка и макрофокусировка) и один из трех режимов вспышки (автоматический, продолжительного горения и отключено). Вы также можете указать камере, где она должна сохранять кадры - во встроенной памяти или на установленной плате PC Card.
В моделях Chinon и Dycam применены объективы с относительным отверстием f/2,8, а минимальная выдержка составляет 1/500 с. Вместе с чувствительностью ПЗС, эквивалентной 200 по шкале ISO, этого достаточно, чтобы избежать влияния дрожания аппарата в руках при съемках в условиях естественной освещенности. При изменении фокусного расстояния объектива автоматически меняют свое фокусное расстояние и видоискатели, однако в них отсутствует какая-либо эталонная рамка, подсказывающа вам, как установлен объектив - для нормальной, теле- или широкоугольной съемки. Внутри видоискателей нанесено несколько темных линий, которые, как предполагалось, помогут вам при малых фокусных расстояниях и в режиме макросъемки. Однако легко спутать, какие линии для какого режима предназначены, а при слабом освещении их вообще трудно увидеть.
Хотя разрешение всегда остается постоянным (640x480), в режиме супервысокого качества используютс алгоритмы сжатия без потерь, которые не приводят к ухудшению качества изображения. Расплачиваться за это приходится памятью - при 1-Мбайт памяти камеры способны сохранять всего пять кадров в режиме супервысокого качества. Существуют дополнительные платы памяти PCMCIA с емкостью от 2 до 16 Мбайт, но в них использован собственный формат, не воспринимаемый стандартными средствами PCMCIA; вам необходимо передавать изображения из камеры в свой ПК через последовательный порт с использованием прилагаемого кабеля.
Хотя в камерах не предусмотрена компенсаци экспозиции, они автоматически выполняют баланс белого, что приводит к улучшению как контраста, так и цвета.
Программное обеспечение Dycam отличается наибольшей сложностью среди всех шести рассмотренных нами беспленочных камер и реализует наибольшее число возможностей, в том числе возможности построени гистограмм, использования восьми различных форматов файлов и палитры цветов. Это обеспечивает лучший контроль за качеством - вы можете видеть, как ваше редактирование изменяет динамический диапазон. Эти программы были единственными, которые в принятом по умолчанию режиме автоматически повышали резкость изображения и корректировали его цветовую гамму в процессе ввода кадров.
Вероятно, по этой причине члены нашего жюри неизменно более высоко оценивали отпечатки и изображения на экране, полученные камерой Dycam по сравнению с Chinon. Обе камеры обеспечивали точную и живую цветопередачу, хорошую проработку деталей, отличную экспозицию и минимум шумов. Однако камера Dycam немного точнее воспроизводила оттенки кожи и лучше прорабатывала детали фона, чем камера Chinon.
Любая из этих камер идеально подойдет дл профессионалов в сфере бизнеса, рассчитывающих на цифровую съемку. Однако при примерно равных ценах этих камер более высокое качество снимков Dycam дает ей небольшое преимущество.
Соответствие решаемой задаче:
Chinon ES-3000Эргономические свойства и удобства Приемлемо Фиксация и сохранение изображений Хорошо Загрузка изображений в ПК Приемлемо Качество изображения Хорошо
Соответствие решаемой задаче:
Dycam Digital Color Zoom Camera 10-CЭргономические свойства и удобства Приемлемо Фиксация и сохранение изображений Хорошо Загрузка изображений в ПК Отлично Качество изображения Отлично
Только факты: Chinon ES-3000
Цена, рекомендуемая изготовителем, - 1095 долл.
Эти почти идентичные камеры работают подобно хорошо знакомым вам автоматическим зеркальным камерам с одним объективом. Отснятые кадры можно сохранять на платах PC Card собственной разработки, которые могут заменять в течение нескольких секунд подобно кассетам с пленкой. Качество фиксации изображени очень хорошее. Обе камеры имеют автофокусировку и автоматический 3-кратный трансфокатор, управляемый нажатием кнопки.
Chinon America Inc., 615 Hawaii Ave., Torrance, CA
90503; 800-441-0222.
Dycam Digital Color Zoom Camera 10-C
Цена, рекомендуемая изготовителем,- 999 долл.
В режиме высокого разрешения камеры Dycam и Chinon позволяют сохранить только пять кадров; вам скорее всего придется купить дополнительно платы PC Card. Более сложные программы Dycam дают этой камере некоторые преимущества перед камерой Chinon. Члены нашего жюри постоянно признавали качество отпечатков Dycam более высоким, чем у отпечатков Chinon.
Dycam Inc., 9414 Eton Ave., Chatsworth, CA 91311; 800-883-9226
Хотя камеры Kodak Digital Science DC40 Camera (цена, рекомендуемая изготовителем - 995 долл., реальна розничная цена - 850 долл.) и FotoMan Pixtura (цена, рекомендуемая изготовителем - 949 долл., реальна розничная цена - 900 долл.) несравнимы с профессиональными камерами наиболее совершенного семейства DCS фирмы Kodak, сами по себе они представляют впечатляющие технические изделия. Они удобны для пользования и позволяют получать хорошие дл цифровых камер начального уровня изображения. Выбор камеры Kodak может оказаться более привлекательным благодаря ее меньшей реальной розничной цене и лучшим условиям гарантии.
Эти камеры, разработанные фирмой Kodak, но изготавливаемые каждой фирмой независимо (с использованием деталей Kodak), почти идентичны. Подобно Apple QuickTake, они обладают чувствительностью, эквивалентной 85 по шкале ISO, и наименьшей выдержкой 1/175 с. При относительно светосильном объективе (f/2,8) и приоритете установки апертуры эти камеры позволяют получать приемлемые (после обработки в Adobe Photoshop) изображения при съемках без вспышки и низкой освещенности. Четыре батареи AA и встроенная вспышка обеспечивают достаточно света для съемок на расстоянии до 3,6 м. С помощью одного комплекта щелочных батарей мы смогли сделать около 850 снимков (половину из которых делали со вспышкой). Задержка автоспуска может быть установлена равной 10 или 20 с.
Хотя в камерах не предусмотрено средств дл избирательного стирания отснятых кадров, можно стереть все кадры или только последний. Кроме того, эти камеры обеспечивают возможность компенсации экспозиции на одно деление шкалы диафрагмы в каждую сторону, что позволяет более тонко в соответствии с вашим предыдущим опытом съемок настроить общий фон изображения, сделав его более ярким или темным.
Перед основным объективом для установки насадочных линз при теле-, широкоугольной или макросъемке предумотрена винтовая резьба диаметром 37 мм. Для более надежного удержания камеры в руках верхняя и нижн части корпуса имеют в некоторых местах резиновое покрытие. Удобно расположенный ремешок для запясть делает съемку более надежной и менее подверженной дрожанию руки. Панель управления камер целиком заполнена, но не перегружена, а пиктограммы просты дл понимания.
К сожалению, изменение установленного режима качества изображения и номера кадра для прямого или обратного счета может быть выполнено только программными средствами. При принятом по умолчанию режиме высокого качества изображения эти камеры способны сохранять до 48 снимков; чтобы перейти к режиму низкого качества изображения, позволяющего сохранять до 96 кадров, и обратно, вам потребуетс подключить камеру к компьютеру. Еще одна странность этих камер состоит в небольшой задержке между нажатием кнопки спуска и моментом, когда действительно происходит съемка. Хотя эта задержка составляет всего какую-то долю секунды, к ней необходимо привыкнуть. К достоинствам камер нужно отнести красный свет в видоискателе, появляющийся во время преобразования и запоминания изображения, и подтверждающий звуковой сигнал, раздающийся в момент готовности камеры к съемке следующего кадра.
Разрешение составляет 756x504 для DC40 и 756x512 дл Pixtura и является самым высоким среди всех рассматриваемых нами беспленочных камер. Чтобы сохранять файлы большего размера, камеры поставляются с 4 Мбайт встроенной памяти. Каждый кадр после восстановления (в несжатом виде) и представления в виде файла TIFF занимает до 1,1 Мбайт. Это дополнительное количество информации фирма Kodak называет глубиной цифрового представления (digital depth).
Такая глубина оказывает существенное влияние - наши тестовые изображения, выведенные на экран с присущим ему разрешением, были ясными и резкими, особенно на больших мониторах с диагональю экрана 17 и даже 20 дюйм. Мы ожидали, что эти снимки с высоким разрешением позволят получить отпечатки с наибольшим числом деталей и наилучшим цветом. Большинство отпечатков были приемлемыми, а некоторые - хорошими. Хотя изображени были более резкими и содержали несколько больше деталей, чем у дуэта Chinon/Dycam, работающая в одном режиме экспонометрическая система Kodak/Logitech не могла столь же хорошо реагировать на сложные услови освещенности. Это приводило к большему размыванию красок (передержка) и мутности (недодержка) изображения.
Различий между камерами Kodak и Logitech немного, но они весьма существенны. Одно из них состоит в особенностях режима низкого разрешения камеры FotoMan Pixtura, позволяющего сохранять до 150 кадров при разрешении 384x256. Режим низкого разрешения камеры Kodak позволяет сохранять всего 96 кадров, но при полном разрешении 756x504. Кроме того, собственные алгоритмы фирмы Kodak приводят к появлению меньшего числа артефактов и, как правило, формируют больше деталей изображения.
Еще одно отличие относится к тому, что находится в коробке с комплектом поставки. Хотя документации Kodak недостает технических подробностей, однако при сравнении с единственным двойным листком Logitech со скудными сведениями она может показаться даже слишком обильной. Kodak включает в комплект поставки адаптер сети переменного тока; в случае камеры Logitech за адаптер придется заплатить 75 долл. Третье различие касается предоставляемых гарантий. Гарантия на DC40 установлена сроком на год и распространяется на все детали и сборку, тогда как гарантия Pixtura действует только в течение лишь шести месяцев, а для лампы вспышки гарантируется только 2000 срабатываний.
Обе камеры выделялись в этой группе хорошим качеством изображений для данного класса камер. Хотя их разрешение оказалось непревзойденным, в некоторых случаях конкурирующие модели Chinon и Dycam превосходили эти камеры по общему качеству изображений. Тем не менее можно считать удачным выбор любой из камер Kodak или Logitech. Благодаря более низкой реальной розничной цене и лучшим условиям гарантии покупка камеры Kodak представляется более выгодной.
Соответствие решаемой задаче:
Kodak Digital Science DC40 CameraЭргономические свойства и удобства Хорошо Фиксация и сохранение изображений Хорошо Загрузка изображений в ПК Отлично Качество изображения Хорошо
Соответствие выполняемой задаче:
FotoMan PixturaЭргономические свойства и удобства Хорошо Фиксация и сохранение изображения Хорошо Загрузка изображений в ПК Отлично Качество изображения Хорошо
Только факты: Kodak Digital Science DC40 Camera
Цена, рекомендуемая изготовителем, - 995 долл.
Обладая ниавысшим разрешением среди всех представленных в данном обзоре камер, эти две камеры позволяли получать превосходные изображения. Для сохранения файлов большего объема в них предусмотрена встроенная память емкостью 4 Мбайт. Kodak предоставляет лучшие условия гарантии, и его камера может быть приобретена по более низкой реальной розничной цене, чем камера Logitech.
Eastman Kodak Co., Digital & Applied Imaging, 901 Elmgrove Rd., Rochester, NY 14653; 800-235-6325.
FotoMan Pixtura
Цена, рекомендуемая изготовителем, - 949 долл.
Различий между камерами Kodak и Logitech немного, но они весьма существенны. Одно из них состоит в особенностях режима низкого разрешения камеры FotoMan Pixtura, позволяющего сохранять до 150 кадров при разрешении 384x256. Режим низкого разрешения камеры Kodak позволяет сохранять только 96 кадров, но при полном разрешении 756x504. Кроме того, собственные алгоритмы Kodak приводят к появлению меньшего числа артефактов и, как правило, формируют больше деталей изображения.
Logitech Inc., 6505 Kaiser Dr., Fremont, CA 94555; 800-231-7717.
Как работают беспленочные камеры
Процесс, не требующий химической обработки
В традиционных пленочных фотокамерах изображение фокусируется на пленке, покрытой светочувствительным слоем кристаллов галоидного серебра. Затем в темной комнате или в автоматической установке (мини-лаборатории) пленка последовательно погружается в растворы химических реактивов дл проявления и фиксации отснятого изображения. В беспленочных (или цифровых) фотокамерах изображение фокусируется на светочувствительном кристалле, называемом прибором с зарядовой связью (ПЗС).
ПЗС содержит сотни тысяч резисторов, играющих роль элементов выборки, которые преобразуют падающий на них свет в пикселы. В тех местах, куда падает свет, образуется электрический заряд. Величины электрических зарядов усредняются и посредством аналого-цифрового преобразователя преобразуются в комбинации нулей и единиц. После этого цифровые данные подвергаются сжатию и запоминаются в памяти камеры.
ДостоинстваНедостатки
- Вы можете получать "снимки" непосредственно в цифровом формате, пригодном для использования или хранения в ПК, что освобождает вас от необходимости проявления их и последующего сканирования.
- Загрузка изображений в ПК не вызывает трудностей - потребуется лишь подключить "последовательный" соединительный кабель к камере и компьютеру, открыть поставляемую вместе с фотокамерой программу и выбрать мышью команду, которая автоматически передаст и сохранит эти изображения на вашем жестком диске.
- При наличии модема и телефона сотовой связи можно быстро передавать изображения в любую точку мира или размещать их в Internet.
- При ценах примерно от 750 до 1000 долл. беспленочные фотокамеры начального уровня в настоящее время слишком дороги для большинства фотографов, выполняющих съемку от случая к случаю.
- Беспленочным камерам начального уровня присущ ряд практических ограничений, основное из которых состоит в очень невысоком качестве получаемых отпечатков. Действительно, результаты анализа нашего жюри говорят о том, что снимки, полученные с помощью 10-долл. простейшей автоматической камеры одноразового пользования, значительно превосходят лучшие снимки, полученные с помощью представленных в обзоре камер.
- Если увеличить снимки до размеров более 7,6x10,2 см или 10,2x12,7 см при разрешении принтера 300 точка/дюйм, на отпечатках появятся заметные артефакты, дискретность изображения и станет заметной недостаточная проработка деталей.
Только для профессионалов - студийные камеры
Дэниел Гротта, Салли Винер Гротта, Том О'Коннор
Подобно тому как 10-долл. камера Kodak FunSaver и камера Hasselblad 205TCC ценой 10 000 долл. - это день и ночь, так и беспленочные камеры начального уровня существенно отличаются от своих более дорогих и сложных аналогов. Если беспленочные камеры начального уровня представляют собой простые автоматические аппараты, то портативные беспленочные камеры среднего и высшего класса обладают лучшей оптикой, обеспечивают более высокое разрешение, большую глубину представления цвета, более широкие возможности управления, большую скорость срабатывания затвора и целый ряд специальных возможностей.
Все это приводит к значительно лучшему качеству изображения как при печати, так и при электронном воспроизведении на экране - оно содержит больше деталей, обладает более широким динамическим диапазоном, могут быть увеличены его масштаб и выделенные части картинки и сохранена целостность изображения.
Однако такие аппараты стоят недешево. Их реальные розничные цены составляют от 9000 до 29 000 долл., и в эту цену не входит стоимость объективов, вспомогательных принадлежностей и, безусловно, соответствующим образом оснащенного ПК. Чтобы получить представление о том, насколько хорошо такие установки могут работать в профессиональной фотостудии, мы в своей студии PC Magazine установили две заслуживающие внимания представительные модели - Kodak DCS460 (27 995 долл.) и Nikon E2 (13 995 долл. - цена, рекомендуемая изготовителем).
Nikon E2 (и ее "близнец" Fujix DS-505) построены на базе корпуса лучшей зеркальной фотокамеры с одним объективом Nikon F4. Этот толстый и тяжелый корпус удивительно хорошо сбалансирован и удобен при съемке. Однако из-за значительно большего числа регулировок и дополнительных возможностей, чем в любом другом когда-либо встречавшемся нам аппарате, пользование им может вызывать боязнь и трудности.
И все же эти регулировки и возможности позволяют добиться от камеры наилучшего возможного качества изображения при максимальном разрешении 1280x1000 (размер несжатого файла составляет 3,7 Мбайт). В этой камере не предусмотрен порт SCSI, как в других студийных камерах высшего класса, но она обладает средствами видеовывода для выдачи изображений в виде телевизионного сигнала в стандарте NTSC. Кроме того, это единственная беспленочная камера с дополнительным оптическим конденсором, позволяющим полностью видеть кадр и сохранить неизменным фокусное расстояние.
Благодаря оптическому конденсору изображение через прозрачный полноформатный видоискатель передается четко и точно. Автоматический баланс белого и эффективная светочувствительность 800 по ISO делают камеру E2 пригодной для съемок при самом слабом освещении.
Камера E2 быстро и точно фиксирует изображение во многом аналогично профессиональной 35-мм пленочной камере. Загрузка изображений в съемную флэш-память E2 происходит быстро и безболезненно, также как и загрузка в компьютер посредством Photoshop. Изображения обладают достаточно высокими разрешением и точностью цветопередачи, чтобы их можно было воспроизводить в газетах и фирменных публикациях.
Единственный существенный недостаток E2 состоит в том, что внутренняя оптическая система, создава прозрачный полноформатный видоискатель, одновременно ограничивает эффективную апертуру величиной f/6,7. Фотограф, который обычно пользуется меньшими апертурами для увеличения глубины резкости, будет поставлен в безвыходное положение этими ограничениями на апертуру E2.
Камера высшего класса Kodak DCS460 не имеет таких ограничений. Взяв за основу корпус камеры Nikon, разработчики Kodak соединили его с прямоугольным хвостовиком для размещения цифровых электронных схем. Подобно системе E2, камера Kodak предоставляет широкий выбор автоматических и ручных экспозиций и возможностей фокусировки и позволяет пользоватьс всеми объективами семейства Nikkor. В видоискателе видно полное изображение, получаемое через объектив, а черная рамка меньшего размера указывает на действительную область фиксации изображения.
В камере применена самая совершенная матрица ПЗС фирмы Kodak с 6 млн. пикселов, которая позволяет получить разрешение 3060x2036 при 12 бит для каждого канала цвета и размер несжатого файла 18 Мбайт. Это делает качество фиксируемых изображений эквивалентным изображению на 35-мм пленке Kodachrome. За такое высокое разрешение приходитс расплачиваться скоростью и чувствительностью - дл обработки и сохранения изображения требуется 12 с, а эквивалентная чувствительность ISO составляет всего 100. Каждое необработанное изображение занимает 6 Мбайт на жестком диске.
Большие размеры DCS460 несколько затрудняют пользование этой камерой, а низка светочувствительность вызывает необходимость в дополнительном освещении при съемке в помещении. Отснятые кадры записываются на съемный жесткий диск конструктива PC Card. Загрузка в компьютер файлов большого объема с помощью средств считывания с этого диска выполняется мучительно долго. Но качество получаемых изображений оправдывает долгое ожидание - высокое разрешение и точная цветопередача делают эти снимки пригодными для воспроизведения в газетах и журналах.
Если быстрота обработки и высока чувствительность камеры Nikon E2 делают ее превосходной при съемках для газет и фирменных изданий, то качество снимков Kodak DCS460, близкое к качеству изображений, получаемых на пленочных камерах, выдвигает ее в качестве серьезного претендента для журнальных работ.
Независимо от наличия или отсутствия в конкретной фотокамере дополнительных компонентов и функций самым важным в конечном итоге является качество получаемого с ее помощью изображения. Вот что мы обнаружили.
Чтобы узнать, насколько хорошо работают шесть наших беспленочных камер, мы сделали снимки ряда композиций, которые типичный пользователь из сферы бизнеса мог бы поместить в информационном бюллетене или на странице Web. В число этих снимков входили снимок заголовка раздела, портрет руководителя, снимок человека в обстановке офиса, выполненный в полный рост, снимок настольного компьютера в полном составе и снимок изделия в крупном масштабе. Мы попросили нашу фотомодель (нашего штатного редактора Холли Агир) надеть ярко-красный жакет, поскольку в некоторых ПЗС затруднена точная фиксация этого цвета. Затем мы вышли в ближайший парк и выполнили портретную съемку на природе. Для этих наружних съемок мы попросили нашу фотомодель надеть цветастое платье, чтобы проверить, насколько хорошо матрица ПЗС каждой камеры справляетс с шумом от чередующихся светлых и темных пятен или полосок.
Мы использовали несколько различных настроек параметров съемки в зависимости от того, какие возможности предоставляет каждая камера (за исключением Casio QV10, в которой отсутствует вспышка), - автоматическую вспышку, продолжительную вспышку и отсутствие вспышки, положительную или отрицательную компенсацию экспозиции, установку трансфокатора дл теле- и широкоугольной съемки, а также все возможные установки разрешения и сжатия. (Представленные здесь снимки были признаны лучшими среди полученных каждой камерой.) Чтобы можно было оценить качество полученных изображений, мы выполнили съемку тех же сцен беспленочной камерой Kodak DCS-460 (цена 28 тыс. долл.) и 325-долл. автоматической 35-мм пленочной камерой Leica Mini, заряженной негативной пленкой Kodak Gold Ultra 400.
Для определения качества изображения мы заручились согласием 20 штатных и нештатных сотрудников PC Magazine дать оценку изображениям в диапазоне от наилучшего до наихудшего. Чтобы получить лучшее доступное качество, мы не меняли размеров (не производили интерполяцию) изображений; интерполяци изображений привела бы к принудительному добавлению пикселов программами редактирования изображений, что, в свою очередь, могло бы ухудшить качество изображения. Кроме того, хотя программные средства некоторых камер содержат инструментальные средства для коррекции цвета, гаммы и других атрибутов, мы всегда пользовались настройками, принимаемыми по умолчанию.
Каждое изображение мы открывали в виде файла TIFF в программе Photoshop 3.0.1 и печатали его на принтере с термопереносом твердого красителя Tektronix Phaser 480. Эти изображения без обозначения камеры мы раскладывали для просмотра на столе вперемежку с отпечатками, полученными в результате съемок беспленочной камерой Kodak DCS-460 и пленочной камерой Leica Mini.
Отличия была удостоена пленочная 35-мм камера Leica Mini. В данном случае это не вызывает удивления. Хот цифровая фотография уже проделала долгий путь, изображения, получаемые с помощью представленных сегодня на рынке беспленочных камер начального уровня, несопоставимы с фотографиями, сделанными с негативной пленки. Но у членов нашего жюри сложилось определенное мнение о достоинствах (и недостатках) каждой из шести анализируемых цифровых камер. Некоторые мнения об отпечатках, полученных этими камерами, приводятся ниже.
Apple QuickTake 150. Снимок выглядит плоским и недостаточно контрастным. Это изображение мягче, чем у других камер.
Casio QV10. Эта картинка приемлема для отображени на экране без увеличения масштаба. Но при печати становится заметной дискретность изображения. Кроме того, цвета имеют тенденцию к смещению в сторону синего края спектра, а объектив вызывает бочкообразные искажения.
Chinon ES3000. Отлично. Цвета насыщенны, хотя и несколько контрастны. Тона кожи слишком теплые. Глубина резкости достаточна, а детали фона хорошо проработанны.
Dycam Digital Color Zoom Camera 10-C. Очень точна цветопередача с нежными, но правильными тонами кожи. Отличная проработка деталей фона и хорошая глубина резкости.
Kodak Digital Science DC40 Camera. Приятна картинка, хотя и несколько безжизненная; могла бы иметь более живые цвета или большую контрастность. Тем не менее пригодна для отображения на экране или печати в небольшом масштабе.
Logitech FotoMan Pixtura. Небольшое отличие экспозиции от камеры-близнеца Kodak, но в целом такой же приятный баланс. Как и в случае Kodak, изображение могло бы быть более живым.
Постеризация. Постеризация представляет собой широко распространенную проблему при цифровом представлении изображений. Обратите внимание на красный жакет на этом снимке. Он имеет один ровный цветовой тон без переходов, теней или оттенков. На лице модели заметны цветовые пятна. Постеризация могла быть вызвана вспышкой, которая создала более сильное освещение объекта съемки, чем допустимое для матрицы ПЗС.
Низкое разрешение. При многих режимах низкого разрешения фотокамер для создания четкой картинки недостает пикселов. В результате изображение становитс пятнистым и его качество в значительной мере утрачивается. Для получения изображений, пригодных дл пользования, потребуется обработка посредством Adobe Photoshop.
< Меньшие значения соответствуют лучшей характеристике. > Большие значения соответствуют лучшей характеристике. | Время выгрузки изображения, с < | Время цикла без перезаряда вспышки, с < | Время цикла с перезарядом вспышки, с < | Число снимков на один комплект батарей > |
---|---|---|---|---|
Apple QuickTake 150 | 9 | 5 | 8 | 182 |
Casio QV-10 | 8 | 6 | N/A | 774 |
Chinon ES-3000 | 48 | 10 | 10 | 490 |
Dycam Digital Color Zoom Camera 10-C | 29 | 10 | 10 | 485 |
Kodak Digital Science DC40 Camera | 14 | 4 | 5 | 846 |
Logitech FotoMan Pixtura | 20 | 5 | 5 | 867 |
+ ДА - НЕТ | Apple Computer Inc. Apple QuickTake 150 | Casio Inc. Casio QV-10 | Chinon America Inc. Chinon ES-3000 | Dycam Inc. Digital Color Zoom Camera 10-C | Eastman Kodak Co. Kodak Digital Science DC40 Camera | Logitech Inc. FotoMan Pixtura |
Цена, рекомендуемая изготовителем, долл. | 739 | 995 | 1095 | 999 | 995 | 949 |
Размеры (высотаxширинаxглубина), дюйм | 2,2x5,3x6,1 | 2,6x5,12x1,57 | 2,4x4,1x5,8 | 2,4x4,1x5,8 | 2,2x5,3x6,1 | 2,2x5,3x6,1 |
Масса, унций | 16,0 | 6,7 | 18,4 | 18,4 | 16,0 | 17,0 |
Интерфейс Macintosh | Факульт. (99 долл.) | + | + | Факульт. (149 долл.) | + | + |
Фотохарактеристики | ||||||
Тип видоискателя | Оптический | ЖКИ | Оптический | Оптический | Оптический | Оптический |
Фокусное расстояние объектива, мм | 50 | 60 | 4-21 | 38-114 | 42 | 42 |
Сменные объективы | + | - | - | + | + | + |
Относительное отверстие (максимальное - минимальное) | f/2,8-f/16 | f/2-f/8 | f/2,6-f/16 | f/2,6-f/16 | f/2,8-f/16 | f/2,8-f/16 |
Фокусировка | Фиксир. | Фиксир. | Автоматич. | Автоматич. | Фиксир. | Фиксир. |
Управление экспозицией | Автоматич. | Автоматич. | Автоматич. | Автоматич. | Автоматич. | Автоматич. |
Компенсация экспозиции | - | + | - | + | + | + |
Установка скорости затвора | Автоматич. | Автоматич. | Автоматич. | Автоматич. | Автоматич. | Автоматич. |
Эквивалент светочувствительности по ISO | 85 | 100 | 200 | 200 | 84 | 84 |
Глубина резкости, дюйм | 48-бесконечн. | 7-бесконечн. | 20-бесконечн. | 19-бесконечн. | 5-бесконечн. | 5-бесконечн. |
Встроенная вспышка | + | - | + | + | + | + |
Автоспуск | + | + | + | + | + | + |
Характеристики системы восприятия и фиксации | ||||||
Способ фиксации | Цифровой | Цифровой или видео | Цифровой | Цифровой | Цифровой | Цифровой |
Размер матрицы ПЗС по диагонали, мм | 8,5 | 5,1 | 12,7 | 12,7 | 12,7 | 12,7 |
Число пикселов | 393 000 | 250 000 | 410 000 | 410 000 | 400 000 | 400 000 |
Разрешение (минимальное/максимальное) | только 640x480 | только 480x240 | 640x480, 320x240 | 640x480, 320x240 | только 756x504 | 384x256, 768x512 |
Тип и емкость памяти | Флэш СППЗУ 1-Мбайт | Флэш ОЗУ 2-Мбайт | Флэш ОЗУ 1-Мбайт | Флэш ОЗУ 1-Мбайт | Флэш ОЗУ 4-Мбайт | Флэш ОЗУ 4-Мбайт |
Число сохраняемых кадров: | ||||||
Высокого качества изображения | 16 | 96 | 5 | 5 | 48 | 48 |
Стандартного качества изображения | 32 | 96 | 40 | 40 | 96 | 144 |
Глубина представления цвета, бит | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Удаление кадров: | ||||||
Одиночных кадров | - | + | + | + | + | + |
Указанных кадров | - | + | + | + | - | + |
Всех кадров | - | + | + | + | + | + |
Защита кадров от стирания | - | + | + | + | + | + |
Тип поставляемой батареи | AA литиевая | AA литиевая | AA литиевая | AA литиевая | AA литиевая | AA литиевая |
Возможность использования стандартной щелочной батареи | + | + | + | + | + | + |
Дополнительный блок батарей | - | - | - | + | + | + |
Цена адаптера сети перем. тока, долл. | 65,00 | включено в цену камеры | 69,00 | 79,00 | 58,95 | 75,00 |
Программное обеспечение и сопровождение | ||||||
Поддерживаемые форматы файлов | .BMP, EPS, JPEG, .PCX, Quicktake, TIFF | Собственные программы для преобразования в форматы .BMP, TIFF | .BMP, TIFF и собственный | .BMP, .CMP, DCA, JPEG, .PCX, TIFF | Собственный | BMP, JPEG, .PXN, TIFF |
Функции манипулирования изображением | Нет | Кадрирование, поворот | Нет | Кадрирование, поворот, масштабирование | Автоэкспозиция, настройка цветов, динамический диапазон | Настройка цветов, кадрирование, поворот |
Пакет редактирования изображений, поставляемый с камерой | PhotoNow! | Собственный | Chinon Image Acquisition | Image Pals2, Image Editor | PhotoEnhancer | PictureWorks, PhotoEnhancer |
Совместимость с Photoshop | + | + (только для Macintosh) | + | - | - | - |
Гарантия на компоненты и сборку, год | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 мес |
Бесплатные телефонные консультации | + | + | + | + | + | - |
BBS | + | + | + | + | + | + |
Адрес Web | http://www.apple.com | http://www.casio.usa.com | http://www.chinon.com | Нет | httr://www.kodak.com | Нет |
Адрес Internet | Нет | casiotech@aol.com | Нет сведений | dycam@aol.com | datech@www.kodak.com | tech_support@logitech.com |