Об цифровых фотокамерах
PC Magazine/RE logo
(С) СК Пресс 2S/96
PC Magazine, December 19, 1995, p. 93

Дело в удобстве, а не в цене

Джим Симур


Пленочные аппараты не способны дать снимки с 24-бит цветом, которые можно было бы использовать спустя всего несколько минут после съемки.

Джордж Истман создал век назад огромный бизнес под таким лозунгом: "Вы нажимаете кнопку, мы делаем остальное". Сегодня этот лозунг не сработал бы, поскольку фотолюбители все в большей степени хотят делать "остальное" сами. Это верно по меньшей мере дл тех, кто начинает пользоваться электронными камерами и цифровыми фотолабораториями с ПК. А новые и более качественные аппараты делают фотографию намного более простым и увлекательным занятием.

Фоторынок уже несколько лет находится в упадке. Традиционные распродажи фототоваров угасли уже в восьмидесятых, когда почтенному старому увлечению люди стали предпочитать новейшие, часто связанные с ПК. Рынок высококачественных 35-мм камер и объективов сократился, хотя и не пропал совсем. В наши же дни фотобизнес вновь процветает, хотя с весьма изменившимс уклоном. Высококачественные 120- и 35-мм однообъективные зеркальные камеры со сменными объективами все еще имеются в продаже, но сегодня на фоторынке преобладают 35-мм камеры типа "наведи и нажми на спуск" иногда с неизменным фокусным расстоянием, иногда с небольшими объективами с изменяемым фокусом, а иногда они вообще одноразовые.

Еще одна уже самостоятельная ветвь представлена новыми полностью электронными камерами ценой менее 1000 долл., которые формируют фотографические TIF-файлы с широкой палитрой цветов. На этом рынке есть три почти одинаковые камеры, и к этой же компании очень близка четвертая. Камеры Apple QuickTake 150, Kodak DC40 и Logitech Fotoman Pixtura весьма похожи (в них много общих деталей, и все они изготавливаются фирмой Kodak). Некоторые те же детали есть и в новой камере ES3000 фирмы Chinon, но она имеет более широкий набор возможностей и открывает перед фотографом новые важные горизонты.

Я считаю эти аппараты замечательными, несмотря на существенные на первый взгляд ограничения качества изображения, недостаточность средств управления и высокую цену. (Хотя в мире электронных камер Canon, Minolta и Nikon ценой от 15 до 20 тыс. долл. эти камеры, стоящие не более 1000 долл., не выглядят такими уж дорогими.)

Да, за те же деньги, что стоят эти намного более простые изделия, вы можете купить высококачественную 35-мм зеркальную камеру и три хороших объектива. Однако пленочный фотоаппарат не даст мгновенного снимка с 24-бит цветом, который можно ввести в настольное издание или поместить на свою страницу в сети Web спустя минуты после того, как он сделан.

С точки зрения традиционных в фотографии ценностей камеры Apple, Kodak и Logitech сравнимы с простыми 35-мм камерами многократного пользования с неизменным фокусным расстоянием, которые можно купить в любом магазине за 20 - 30 долл., но стоят в 30 - 40 раз дороже. Это не опечатка - аппарат фирмы Apple стоит 739 долл., а цена его собратьев, выпускаемых фирмами Kodak и Logitech, составляет 999 долл.

В модели Apple использован тот же, что в Kodak и Logitech, но частично маскированный ПЗС (прибор с зарядовой связью), имеющий размер 768х512 пиксел. Уменьшив размер фиксируемого изображения до 640х480 пиксел (т.е. до хорошо знакомого размера экрана VGA), фирма Apple сэкономила затраты на память и молчаливо намекнула, что многие из купленных камер будут использованы в основном для получения семейных фотографий для "обоев" Windows в наших блокнотных ПК. В модели QuickTake 150 фирмы Apple объем памяти составляет всего 1 Мбайт, что означает также возможность сохранения всего 16 или 32 изображений в зависимости от выбора стандартного или высокого уровн качества. (Совет: забудьте об изображениях низкого качества во всех этих трех камерах, если только вам не нужны крохотные изображения размером с ноготь.)

В системах Kodak и Logitech используется вс поверхность ПЗС размером 768х512 пиксел. Kodak сохраняет от 48 до 99 изображений, а Logitech - до 144, хотя облегчает себе задачу тем, что снижает "стандартное" разрешение до 384х256 пиксел. В обеих моделях предусмотрена ручная установка экспозиции +/-2-stop (используемая, например, при задней (контражурной) подсветке). У них также есть резьба под 42-мм объективы, которая позволяет устанавливать простые диоптрийные насадки для съемки крупных планов и ввертывать теле- или широкоугольный объективы, похожие на те, что есть у бытовых видеокамер. Поскольку вы наводите эти камеры не через объектив, а через небольшое окно видоискателя, кадрирование при пользовании насадочными линзами выполняется весьма приблизительно.

Все три камеры, а также камера фирмы Chinon имеют встроенные вспышки.

Камера Chinon ценой 995 долл. шагнула намного дальше, имея настоящий объектив светосилой 2,6 и с трехкратным изменением фокусного расстояния от 35 до 114 мм, фокусированием в макрорежиме вплоть до расстояния в 48,3 см, широким диапазоном экспозиций и другими прогрессивными функциями. Она содержит всего 1 Мбайт памяти, но может хранить изображения объемом от 4 до 20 Мбайт в памяти на плате Type II PC Card (ранее PCMCIA), так что число запомненных изображений практически ограничено лишь вашими возможностями в приобретении памяти PC Card. Chinon сохраняет изображения со стандартным, высоким и сверхвысоким разрешением. Стандартные изображения выглядят очень хорошо, но они ограничены размером 320х240 пиксел. Изображения высокого и сверхвысокого разрешения имеют размер 640х480 пиксел с большей степенью сжатия при уставке "высокое". Изображения сверхвысокого разрешения, если их вывести через хороший цветной струйный принтер, выглядят просто изумительно.

Все четыре камеры перекачивают изображения в ПК без промежуточной, обработки по последовательному каналу, что может занять заметное время. Существует самое разное программное обеспечение - от весьма обычного (Photo Enhancer, поставляемого с камерой Kodak) до примитивного (программа перекачки для Chinon ES3000). Но с Chinon ES3000 поставляется драйвер Twain, благодаря которому можно пользоваться пакетом Photoshop или другим совместимым с Twain графическим пакетом дл сбора изображений и их обработки. (Еще лучше дождатьс появления после января 1996 г. совершенно нового, ценой 89 долл. "младшего Photoshop" - пакета PhotoDelux фирмы Adobe для редактирования фотографий.)

Лучшая и последняя

Я опробовал все четыре камеры. Лучшей явно являетс Chinon благодаря широкому набору ее функций, хотя очень удобны даже самые простые аппараты "наведи и нажми на спуск" с постоянным фокусным расстоянием. Члены моей семьи, друзья и я сам сделали этими камерами множество снимков, а я воспользовался, и, конечно, с успехом, камерой Chinon для электронной издательской деятельности. Я получил большое удовольствие, вставл только что снятые Chinon изображения сверхвысокого разрешения в слайд-шоу PowerPoint и демонстрируя их затем спустя всего несколько минут. Если бы я был дилером, я бы продал не один десяток камер Chinon.

Как можно предположить, ваше мнение о новых электронных камерах то ли как о чуде, то ли как о полной ерунде будет зависеть от того, как вы собираетесь использовать их снимки. Если вы хотите вставлять изображения на страницы бюллетеней, рассчитанных на размещение фотографий с окончательным размером изображений, скажем, 4х5 дюйм, они вам понравятся. Если вы захотите помещать высококачественные цветные изображения в компьютерные слайд-шоу, вы решите, что они замечательны. Если вы хотите вставлять цветные изображения в отчеты, формы и письма, которые готовите на своем струйном принтере, вы будете восхищены. Но если все, что вам нужно, - это обычные фотографические отпечатки, какие вы получаете от ваших аппаратов Canon и Pentax, эти электронные камеры не для вас.

Сравнение беспленочных систем с пленочными камерами той же цены не имеет смысла. Если вы хотите иметь дело с пленкой, снимайте на пленку. Но если вам хочетс иметь высококачественные электронные изображения с 24-бит глубиной передачи цветов, которые можно использовать непосредственно или легко преобразовывать программами обработки изображений на ПК (и у вас есть, что тратить), - это чудесные игрушки для взрослых. И чертовски удобные инструменты для любого, кто занимается деловой графикой.