Проведем небольшой мысленный эксперимент. Попытайтесь угадать, из какого издания могла бы быть извлечена следующая цитата. "Ворвавшись в жизнь человечества, это изобретение принесло нам такие перемены, о каких и не мечтали никакие социальные "потрясатели основ". Машина сделалась неотъемлемой частью жизни даже тех из нас, кому ни в профессиональной деятельности, ни в минуты отдыха с ней взаимодействовать не обязательно. Об этом аппарате родители рассказывают детям, старики брюзжат о связанном с ним всеобщем падении нравов... За последние несколько десятилетий наша цивилизация стала совершенно иной".
Вы поняли, о какой, собственно, "машине" шла речь? О компьютере или об автомобиле? Я вполне умышленно скомпилировал этот текст так, чтобы было непонятно, ибо сейчас вполне можно проводить другое тестирование, выясняя, о чем в первый момент начинает думать человек, когда он слышит слово "машина". Для читателей PC Magazine - это, несомненно, компьютер. но ведь есть еще и те, кто не пропускает ни одного номера журнала "За рулем"...
Автомобиль и все с ним связанное дают бесчисленное множество аналогий для компьютерного мира. Задумавшись на эту тему, я понял, что можно даже использовать автомобилизм в качестве модели и попытаться представить себе, что ждет нас, профессионалов-компьютерщиков, в не столь уж отдаленном будущем. Кстати говоря, такая ли уж случайность, что одна из самых популярных моделей персональных вычислительных машин зародилась именно в гараже? (А первый автомобиль "паккард" строили, кажется, в конюшне.)
Предыстории компьютерной и автомобильной цивилизаций совпадают с точностью до деталей. Было новейшее достижение науки и техники, была каста профессионалов, на которую непосвященные взирали с восхищением и ужасом, были пророки, которые предрекали скорую гибель всего сущего на Земле из-за этого "порождения нечистой силы". Потом появились любители, причем некоторые из них овладели новшеством даже лучше иных профессионалов. Затем новинка вступила в повседневную жизнь и к ней привыкли. А дальше... Дальше двинулись только автомобили, компьютерное сообщество пока находитс именно на последнем из перечисленных этапов.
Используя автомобильный прогресс, в качестве асимптоты, попытаемся экстраполировать развитие компьютерной индустрии и рынка. После бурного начального этапа, сопровождаемого всеобщим увлечением и энтузиазмом, с небольшой "ложкой дегтя" со стороны пессимистов машина постепенно становится обыденностью. Темпы появления технических новшеств, которые поначалу сильно опережали общее научно-техническое развитие, постепенно снижаются до "нормального" уровня - великие открытия и изобретения в общем случаются не так уж часто, а эксплуатировать старые тоже можно лишь до определенного предела. И промышленность, которая успела "привыкнуть" к высоким темпам, находит для себя вполне естественный выход - мода. Новые модели автомобилей, отличающиеся от предшествующих лишь дизайном и непринципиальными (как правило, хотя и не всегда) техническими усовершенствованиями, появляются у каждой фирмы по два раза в год. Кто-то может себе позволить пользоваться машиной 10-летней давности, а некоторых общественное положение вынуждает менять машины не реже раза в год. Ситуация на рынке портативных компьютеров уже стала именно такой: есть журналисты, разъездные коммерсанты и другие, для которых ноутбук - рабоча лошадка, и есть крупные руководители, вынужденные демонстрировать в самолетах и на презентациях новейшие модели. А профессионалы из основной для нашего рассмотрения отрасли - автомобилисты и компьютерщики - заняты, во-первых, разработкой новых моделей для всех остальных и их обслуживанием, а во-вторых, работают на машинах совсем другого класса- на грузовиках (или, скажем, такси) и рабочих станциях. Здесь обновление парка происходит естественными для технологического процесса темпами: новая машина приобретается только тогда, когда иначе уже работать абсолютно невозможно. Число фирм, выпускающих новинки, резко сокращается, и остались только несколько наднациональных гигантов, которые, соперничая друг с другом, снабжают весь остальной мир техникой (и программами). Только вот аналога "Формулы 1" мне придумать пока не удалось. Но я уверен, придумают, надо же на чем-то (и на ком-то) экспериментировать...
У профессионалов-водителей и "водителей" сво романтика, свой фольклор, свои приключения. Но все восторги и ужасы позади. Теперь это будет не элита, а нормальные члены общества, просто со своими особенностями образа жизни.
Я почти уверен в том, что в ближайшие пятьдесят лет этап экстенсивной компьютеризации нашей планеты завершится, как бы этому не сопротивлялись те, кому по душе сверхдоходы начальных этапов развития. Но... вам нравится это "почти"? Да конечно, отнюдь не исключено, что в тот момент, когда вы читаете эти строки , в какой-то комнатке, заваленной дискетами (как гараж деталями...), пара молодых энтузиастов готовит для нас переворот...