PC Magazine/RE logo
©СК Пресс 97-2
e-mail: pcmagedt@aha.ru

Феномен Е

Рубен Герр


Какой быть печатной странице? А странице Web?

На одной из конференций компьютерных реселлеров обнаружил забавную штуку. Вот две фирмы - Intel и Dell, - казалось бы, между ними очень мало общего: и в изготовлении компьютеров, и в продаже своих изделий они находятся на диаметрально противоположных концах цепи. Первая производит только комплектующие дл вычислительной техники и практически никогда не имеет дела с конечными пользователями, вторая - только готовые компьютеры, причем продает их преимущественно "напрямую". Роднит их только одно - обе питают какие-то непонятные чувства к букве Е. Фирма Intel в своем логотипе эту букву опустила (поместила ниже строки), фирма Dell в своем - завалила и слегка помяла (деформировала). Я не собираюсь здесь истолковывать описанное явление по Фрейду или еще как-нибудь, пусть этим занимаются специалисты из других предметных областей. Меня в данном случае интересует процесс смены отношения и к тексту как к таковому, и вообще к эстетике визуального представления информации.

Возможно ли было появление таких изысков, как описанные выше, скажем, десять лет назад? Вряд ли. В те не столь уж давние времена компании обращали куда больше внимания на акустическое звучание своих названий и рекламных лозунгов. Тогдашняя реклама, по традиции, опиралась преимущественно на радио. Теперь же приемник люди слушают в основном в автомобиле, по дороге на работу или с работы, и в распространении рекламной информации его место заняло телевидение. Здесь основную роль играет не то, как слово звучит, а как оно выглядит. Смена эстетических подходов имеет и еще одну причину: это появление и широкое распространение растровых печатающих устройств, т. е. таких, в которых знаки не печатаются из готовых литых литер (так ли уж случайно фонетическое сродство между этими словами?), а формируются из матрицы точек. Именно таковы почти все современные принтеры - и ударные матричные, и струйные, и лазерные. Растровый принцип печати дает куда больше свободы как в формировании шрифтов, так и в иных "изобразительных" приемах привлечения внимани читателей. Если бы пятнадцать лет назад какой-то менеджер задумал поразить читателей, деформировав какую-то букву в логотипе на протяжении всего текста, то ему пришлось бы заставить кого-то вклеивать бумажки в полученный с пишущей машинки документ, а затем размножать ее на "Ксероксе" или оборудовании другой фирмы. Теперь же едва ли не любой текстовый процессор, не говоря уж об издательских программах, позволяет проделать эту операцию с минимальными затратами сил. Появились и другие трюки типа прописной буквы посредине слова (как в названии PostScript), которые были вполне возможны и в прежние времена, но... было как-то не принято - эстетика была другой.

Тот факт, что технические достижения оказывают самое серьезное влияние на эстетику, можно считать более чем тривиальным. Здесь и одеяния, которые когда-то делались удобными для посадки в кареты и в седла, а теперь - дл впрыгивания в автобусы и вползания в автомобили, и зализанные "аэродинамичные" формы, перенесшиеся с самолетов на мебель. Теперь в эту сферу вторгс компьютер. И вот уже иные искусствоведы утверждают, что распространение произведений живописи на лазерных дисках - это нехорошо и неправильно, ибо на экране принцип построения цвета совсем не таков, как на полотне (аддитивный, а не субтрактивный). Но программисты от века привыкли делать так, как удобнее им, в лучшем случае компьютеру. Сколько машинисток проклинают того человека, который придумал "стандартную" раскладку клавиатуры для русифицированной версии Windows! Он как-то не подумал о том, что в русском тексте запятая встречается в несколько раз чаще, чем точка. И вот запятая размещена в верхнем регистре, а машинистки в результате печатают чуть медленнее, чем могли бы. Он-то, наверное, по привычке считал, что через клавиатуру вводят преимущественно числа, причем в англо-американской нотации, с десятичной точкой, а не запятой, как это принято в Европе и в России. Одно слово, программист!

Увы, так уж повелось, что каноны чужих профессий кажутся либо тривиальными, либо несущественными. Были же времена, когда, как рассказывают, фирма "Ройял Датч" сменила свое название на "Экссон" только потому, что психологи обнаружили, что слова со звукосочетанием "кс" люди лучше запоминают. Были времена, когда пользовательский интерфейс в центре PARC фирмы Xerox придумывали психологи и педагоги. Это был тот самый интерфейс, который потом позаимствовали дл "Макинтоша", немного исказив (и испортив!), программисты из Apple, а затем еще чуть подработали (и сделали еще хуже) авторы системы Windows. Кстати говоря, раскладку клавиатуры тоже предложили исходя из частоты встречаемости букв в текстах на разных языках, а потом немного "подпортили", потому что старинные машинки с литерами на рычагах "не поспевали" за машинистками. Теперь психологию восприятия учитывают разве что создатели короткоживущих игровых программ, ибо те пользователи, кто обращается к компьютеру дл дела, вынуждены привыкать и приспосабливаться. О, бессмертный принцип МПС: "Кому надо - доедет!". И правда, сидя ночь напролет, стоя, вися - доедет же! Ему ведь надо!

И вот теперь новый простор для дилетантской деятельности - страницы Web. Здесь явно требуется нова эстетика. Не было до этого текстов с явно обозначенными гиперсвязями (кроме, разве что, Библии), скользящих страниц, нескольких кадров-фреймов на одном экране. Нужны серьезные разработки, как именно подавать информацию, чтобы она в максимальном объеме воспринималась с экрана. Дело затрудняется еще и тем, что WWW - штука платформонезависимая, а значит, наперед неизвестно, какие размеры и разрешение будет иметь экран у получателя вашей информации.

Быть может, у читателей уже навязли в зубах мои призывы обращаться за помощью или хотя бы за консультациями к профессионалам. В данном случае это действительно сложно - ведь профессионалов в подаче "гиперсвязной" информации (не пора ли отбросить слово "текст", графики в Сети теперь куда больше) на свете нет. Все, кто до сих пор занимался этими проблемами, полагали, что лучше всего, если тот, кому надо что-нибудь сообщить, не перескакивает от страницы к странице в наперед неизвестном порядке, а воспринимает все последовательно. У меня лично нередко вызывает недоумение автор иной Web-страницы, которая разработана так, что никто ее до конца не досмотрит - отвлечется и перескочит к чему-нибудь еще.

Ждали-ждали, когда компьютерное представление информации перестанет поддаваться метафоризации, и дождались. Какие там "рабочий стол", "текст и иллюстрации", "таблицы" - все стало по-новому. В мен вселяет оптимизм только одно жизненное наблюдение: лучшие программы - это те, которые авторы создают дл себя. Страницы Web тогда станут удобными, когда люди, их разрабатывающие, сами должны будут помногу и регулярно "ползать" по Сети.