COMPUTER RESELLER NEWS/RE e-mail: crnre@aha.ru
N3 (14), 14 января 1997 г.

Поздний старт

Михаил Козлов
..............

Компания AST стала, пожалуй, одним из последних крупных производителей персональных компьютеров, который всерьез заинтересовался российским рынком. Большинство представителей первой десятки поставщиков ПК уже давно освоились в России и имеют неплохой объем продаж. AST же только в начале этого года объявила о назначении менеджера по продажам в России и странах СНГ. Им стал Алексей Яшин, который, кстати, будет работать в Англии.

На пресс-конференции, прошедшей в московской гостинице "Аэростар" 16 января, среди прочих, обсуждался вопрос о политике фирмы AST в нашей стране. Как отметил региональный управляющий по продажам Найджел Фаунтейн, несмотря на то, что компьютеры с маркой AST продаются в России уже в течение нескольких лет, до последнего времени у фирмы не было скоординированной политики в отношении этого рынка. Продукция поставлялась из разных источников - ее везли из Финляндии, Германии, Великобритании и даже из США; дистрибьюторы работали с различными подразделениями AST, действующими фактически независимо. В 1996 г. компания решила привести дистрибьюторскую структуру в России в более организованную форму. С этой целью ведение дел с российскими фирмами было целиком передано европейскому представительству, началась программа по сертификации реселлеров (сегодня их несколько десятков). Собственно говоря, сама структура сбыта уже оформилась: у AST четыре дистрибьютора в России ("ТерраНет", "АргусСофт", "Вариком 11" и "Ланит") и один на Украине ("Меркс Интернэшнл"), причем каждый из них имеет свою дилерскую сеть. В 1996 г. они закупили у европейского отделения около 7 тыс. компьютеров. Таким образом, торговый оборот составил порядка 7 млн. долл., что, конечно, не соответствует ни положению AST в мире, ни объему нашего рынка.

В 1997 г. AST не планирует агрессивного наступления на российский рынок. Пока компания хочет закрепиться здесь, причем одной из первых задач стоит развитие сервиса и поддержки. "Это - главная сфера нашей деятельности, - говорит Найджел Фаунтейн. - Она, как нам кажется, является основной для продвижения продуктов в этой стране". Кроме того, AST будет укреплять связи с дистрибьюторами и реселлерами в рамках своих программ по авторизации. Компании, сотрудничающие с дистрибьюторами, могут быть авторизованы не только как реселлеры, но и как сервис-центры. В последнем случае реселлер будет осуществлять и гарантийное обслуживание техники AST. "Наша задача - стать ближе к дистрибьюторам, реселлерам и конечным пользователям", - сказал Найджел Фаунтейн.

Немалые надежды руководство компании возлагает на предстоящую выставку COMTEK, где "площадь стенда AST будет в два раза больше, чем в прошлом году, и будет находиться он в центральном павильоне на самом лучшем месте".

На пресс-конференции представители AST почему-то не стали акцентировать внимание журналистов на традиционно более высокой отказоустойчивости своих компьютеров, которая и позволила компании завоевать прочные позиции на корпоративном рынке настольных ПК. Вместо этого говорилось о двух других не менее важных аспектах. Во-первых, это сбытовая политика компании. AST всегда работает через реселлеров и дистрибьюторов и никогда - напрямую, стремясь стать лучшим поставщиком для каналов сбыта. Эта политика приносит неплохие плоды: согласно недавнему исследованию, проведенному фирмой Kew Associates, AST имеет лучших по сравнению с другими производителями ПК реселлеров (при опросе особое внимание уделялось квалификации персонала, знаниям в деловой области, а также наличию пред- и послепродажной поддержки).

Вторым положительным фактором представители компании считают стратегическое партнерство с Samsung Electronics, которая владеет 49,9% акций AST. Инвестиции корейского гиганта помогли AST выйти из кризиса 1995 г. и в прошлом году существенно улучшить свои позиции в ряде европейских стран. Сотрудничество с Samsung, конечно, не ограничивается финансовой сферой. Эта компания считается ведущим производителем мониторов и схем динамической памяти, а также довольно крупным поставщиком ряда других комплектующих. Тем не менее, по словам Найджела Фаунтейна, AST остается формально независимой компанией и свободна в выборе партнеров. Например, мониторы для портативных компьютеров закупаются не только у Samsung, но и у Hitachi.

По поводу отношений с Samsung Найджел Фаунтейн заявил: "Я уверен, что каждому изготовителю необходимо тесно сотрудничать с сильным поставщиком комплектующих. Именно Samsung стала таким партнером для AST". Этот альянс позволит AST к 1999 г. войти в тройку крупнейших производителей мультимедиа-компьютеров с годовым оборотом в 5 млрд. долл. (в два раза больше, чем в 1995 г.) и объемом производства в 5 млн. единиц. #