COMPUTER RESELLER NEWS/RE e-mail: crnre@aha.ru
N2 (13), 31 января 1997 г.

Есть ли спрос на ПО?

Разработчики не разделяют мнения Dataquest о грядущем спаде на рынке офисных программ
Моника Янг
..............

Компании-разработчики ПО не согласились с выводом Dataquest Inc., будто на рынке популярных пакетов офисных программ скоро начнется спад.

По данным Dataquest, в III квартале 1996 г. мировой рынок офисного ПО вырос на 24,3% по сравнению с тем же кварталом предыдущего года, однако прирост относительно I квартала 1996 г. составил только 2,3%. Снижение темпов роста продаж чревато неприятностями для всей отрасли ПО, и особенно для Microsoft Corp., которая полагается в основном на доходы от массовой продажи таких пакетов.

В то же время компании, лидирующие в данном секторе рынка, заявили о том, что дела обстоят не так плохо и объемы продаж ПО продолжают быстро расти.

"Выводы Dataquest не соответствуют реальному положению дел, поскольку в них учтены продажи предустановленного ПО производства Microsoft и их конкурентов, - пояснил Денис Тевлин, менеджер Microsoft по продукту Office. - Наблюдается устойчивый рост реализации в секторе офисных программ, где ведущее место занимает Microsoft Office".

Тевлин сообщил, что обороты корпорации Microsoft увеличиваются ежегодно на 30%, что, по его словам, точно отражает динамику рынка. "Если вместо данных по ежеквартальным продажам в каналах сбыта рассматривать информацию о суммарном объеме реализации, точного отражения ситуации на рынке мы не получим", - сказал он.

"Я не заметила спада на рынке пакетов ПО, - подтвердила Линн Капоцци, старший директор по маркетингу Lotus Development Corp., дочерней компании IBM. - Все поставщики отмечают значительный рост".

По данным Dataquest, сегмент Microsoft на рынке офисного ПО сузился до 66,3% во II квартале 1996 г. (аналогичный показатель 1995 г. составил 80%). Lotus сумела увеличить свою долю благодаря тому, что SmartSuite поставляется теперь с компьютерами Aptiva корпорации IBM. Доля Lotus на рынке составила 26,3% во II квартале 1996 г., что на 12,4% больше аналогичного показателя прошлого года. Несмотря на покупку WordPerfect, сегмент Corel System Corp. значительных изменений не претерпел и составляет 7,5%, немного уступая показателю 1995 г. (7,6%).

Исследование Dataquest показало, что Microsoft потеряла часть рынка в результате активизации Lotus и Corel. Однако аналитики Dataquest предупредили, что при работе с этой информацией необходим взвешенный подход.

Например, данные по объемам реализации включают продажи собственно пакета, его обновленных версий плюс поставки OEM-партнерам. Совсем не обязательно, что все поступившее в каналы сбыта поступит и в продажу. Существует вероятность того, что часть продукции, купленной OEM-партнером, никогда не будет установлена. Напомним, что Microsoft не продает ни одного из продуктов Office по каналам OEM.

Кроме того, по мнению Dataquest, именно доход, а не доля рынка - наиболее подходящий критерий оценки состояния рынка пакетов офисных программ.

Капоцци считает, что главную тактическую задачу - увеличить свою долю в секторе офисного ПО - Lotus успешно решила.

"Это один из путей повышения доходов компании в долгосрочной перспективе" , - считает она. Реальные результаты Lotus, по-видимому, почувствует не сразу.

Согласно Dataquest, компания Corel сумела добиться самого большого роста доходов среди всех поставщиков офисных программ. Объем продаж Corel вырос на 87,9% и составил 68,6 млн. долл. (во II квартале 1995 г. продажи Novell были на уровне 36,5 млн. долл.). Доход Microsoft от продаж Microsoft Office за II квартал прошлого года составил 752,3 млн. долл. (по сравнению с 626,2 млн. долл. в 1995 г.), а Lotus Development Corp. получила 69,1 млн. долл. (против 53,4 млн. долл.).