e-mail: crnre@aha.ru N1 (12), 17 января 1997 г. |
Не будет преувеличением сказать, что в нашей стране ощущается острый дефицит аналитической и текущей экономической информации о состоянии компьютерного рынка. Фактически только две компании пытаются хоть как-то заполнить информационный вакуум - IDC и агентство маркетинговых исследований "Дейтор". Хотя и считается, что со стороны виднее, корреспондент CRN/RE Михаил Козлов попросил дать оценку прошедшему году представителя именно российской компании - директора "Дейтора" Александра Прокина.
В прошлом году не было отмечено такого бурного роста компьютерного рынка, как в 1995. Прежде всего это связано с уменьшением числа крупных государственных заказов: не было таких массовых поставок, как для ГАС "Выборы", да и число региональных проектов упало. Можно сказать, что государственный рынок сократился в несколько раз. Одной из причин снижения активности бюджетных организаций было то, что регионы сильно потратились на выборы - сначала президентские, а потом местные, не говоря уже о недофинансировании в рамках бюджета.
Отрицательное влияние на компьютерный рынок оказали не только политические риски, связанные с президентскими выборами, но и болезнь президента и не утвержденный окончательно на момент написания статьи бюджет на 1997 г. Многие аналитики ожидали заметного роста инвестиций в российскую экономику сразу после того, как Ельцин будет переизбран на второй срок. Однако этого не произошло, что не способствовало стремлению российских компаний вкладывать деньги в создание информационных систем. Кроме того, в конце года непринятый бюджет порождал неопределенность, и государственные структуры не торопились заключать контракты на поставку компьютерной техники.
В будущем возможно некоторое улучшение ситуации на региональных рынках, поскольку на местах сейчас остается больше денег, чем раньше.
Если рассматривать распределение расходов на закупки компьютеров и сопутствующих товаров по регионам (имеются в виду общие расходы - как государственного, так и частного сектора), то на первом месте, конечно, идет Москва (около 2 млрд. долл. в год), затем Санкт-Петербург (около 200 млн. долл.), Екатеринбург, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону (46 млн. долл.). Такой разрыв между столицей и периферией связан не только с тем, что в Москве крутится больше денег, но и с тем, что региональным компаниям зачастую выгоднее закупать технику в Москве, чем у себя в городе.
Общий же объем компьютерного рынка (включая компьютеры, периферию (кроме мониторов), сетевое оборудование, комплектующие, мониторы, ПО, мультимедиа, ИБП, офисную технику - факсимильные аппараты и копиры, а также необходимые расходные материалы) "Дейтор" оценивает примерно в 3 млрд. долл., при этом на долю Москвы, приходится 75% *).
*) Это несколько расходится с мнениями ряда других экспертов: например, Андрей Зотов (в прошлом - генеральный директор компании "Стиплер", ныне - президент РОЦИТ) ранее оценивал размер московского рынка как 60% от российского.На фоне резкого падения крупных оптовых закупок значительно выросла роль розничного сектора. В течение осенних месяцев розничные продажи увеличивались в Москве ежемесячно примерно на 20%, и если в начале года доля розницы составляла всего 10% объема компьютерного рынка, то в конце эта цифра достигла примерно 30%. При этом рост продаж отмечается не только в центре страны, но и на периферии, например в южных регионах (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область). Интересно, что на юге в розницу относительно неплохо идут компьютеры brandname - в основном по чисто психологическим причинам. Многим покупателям, имеющим достаточно денег, важны не только, а часто и не столько конкретные технические характеристики, сколько качество обслуживания в магазине и цена (причем, чем дороже, тем лучше). Такие люди готовы платить за марку и место покупки компьютеров вдвое большую цену по сравнению со среднемосковской на те же модели.
Но в целом на рынке SOHO господствуют ПК отечественной сборки. В 1995 г. на долю таких компьютеров приходилось 90% рынка, в 1996 г., по данным агентства "Дейтор", ситуация принципиально не изменилась. Совершенно другая картина на корпоративном рынке, где компьютеры brandname и noname занимают примерно равные позиции.
Одним из важнейших косвенных показателей состояния компьютерного рынка является объем затрат на рекламу. Осенью прирост затрат впервые оказался отрицательным, достигнув в ноябре почти 10% по сравнению с тем же периодом 1995 г. Средний же прирост за первые 10 мес. года составил 21,9%. Рассматривая распределение расходов по видам продуктов, можно заметить, что по-прежнему основная доля рекламы приходится на компьютеры. На втором месте идут предложения периферии (без мониторов) с тенденцией в последние месяцы года к сужению, а третье место делят мониторы и ПО.
Интересна направленность иностранных инвестиций. Если вспомнить наиболее крупные инвестиции зарубежных компаний в российские фирмы за последние полтора года, то нетрудно заметить, что зарубежные инвесторы пока не видят на российском рынке перспектив для производства, разработок ПО, системной интеграции или сервиса. Все три самые нашумевшие сделки касались дистрибьюторских компаний - Merisel, CHS, DellSystems. В условиях высокой нестабильности законодательной базы и общей неразберихи (чего стоит только одно решение Правительства Москвы задним числом в декабре месяце поднять вдвое арендную плату за землю за 1996 г.) западные компании не готовы вкладывать деньги в более сложный бизнес.