Предисловие

Qt -- это библиотека классов C++ и набор инструментального программного обеспечения, предназначенных для построения многоплатформенных приложений с графическим интерфейсом и исповедующих принцип "написав однажды -- компилируй в любом месте". Qt представляет собой единую платформу для приложений, которые могут работать под управлением Windows 95/98/Me/2000/XP, Mac OS X, Linux, Solaris, HP-UX и других версий Unix.

Цель данной книги -- научить вас писать программы, с графическим интерфейсом, основываясь на Qt 3. Обучение начинается с простенькой программы "Hello, Qt!" и быстро переходит к описанию расширенных возможностей библиотеки, таких как -- создание собственных визуальных компонентов (widgets) и использование технологии "перетащил и бросил" (drag and drop).

Книга концентрируется на описании стиля и техники программирования в Qt 3, вместо того, чтобы просто изложить другими словами документацию, поставляемую разработчиками. Кроме того, поскольку мы принимаем участие в разработке Qt 4, мы постарались преподнести материал таким образом, чтобы полученные вами сведения не потеряли свою актуальность и после выхода в свет Qt 4.

В своем повествовании мы предполагаем, что вы уже знакомы с языком программирования C++. Примеры программ, которые вы здесь встретите, написаны на C++. Причем мы использовали ограниченный круг особенностей этого языка -- только то, что действительно необходимо для того, чтобы начать работать с библиотекой. В тех местах, где использование более сложных конструкций языка C++ неизбежно, мы будем давать довольно подробное описание.

Qt завоевала репутацию мультиплатформенного набора инструментальных средств, однако, не смотря на это, чаще всего она используется для разработки приложений на какой-либо одной платформе. В качестве примера приложения, написанного с помощью Qt и получившего массовое распространение, можно привести Adobe Photoshop Album. На базе Qt построено огромное количество узкоспециализированног программного обеспечения. Сюда можно отнести программы, разработанные для создания 3D-анимации, цифровой обработки видеоизображений, автоматизации разработки электронных компонентов (микросхем), для геологических исследований, для работы в области медицины и многие многие другие. Если вы зарабатываете себе на жизнь разработкой программ для платформы Windows, то вы с легкостью сможете расширить круг своих потребителей, за счет Mac OS X и Linux, просто пересобрав свои приложения под эти платформы.

Qt распространяется на основе нескольких лицензий. Если вы предполагаете создавать программы на коммерческой основе, то вы должны приобрести коммерческую лицензию и коммерческую версию Qt. Если вы разрабатываете программы с открытым исходным кодом, то вы должны использовать некоммерческую версию библиотеки. Qt является основой, на которой построен KDE (K Desktop Environment) и множество других программных продуктов с открытыми исходными текстами.

Кроме библиотеки из сотен классов мы предоставляем дополнительные компоненты, которые расширяют возможности библиотеки. Некоторые из них, такие как: модуль интеграции Qt/Motif и Qt Script for Applications (QSA), предлагаются компанией Trolltech, другие -- третьими фирмами и сообществом open source. За информацией, по дополнениям и расширениям, обращайтесь по адресу: http://www.trolltech.com/products/3rdparty/. Кроме того, Qt имеет свое собственное сообщество пользователей, которые обмениваются между собой информацией через списки рассылки. Перечень списков рассылки вы найдете здесь: http://lists.trolltech.com/.

Книга поделена на две больших части. Часть I охватывает теоретические и практические сведения, необходимые для разработки приложений с графическим интерфейсом в среде Qt 3. Этих сведений будет вполне достаточно для написания несложных программ. Часть II дает более углубленный материал. Главы в этой части могут читаться в любом порядке, но требуют предварительного ознакомления с первой частью книги.

Если вы встретите ошибки в тексте или у вас появятся предложения, по-поводу будущих редакций этой книги, то мы будем рады прочитать ваши сообщения. Направляйте свои письма по адресам: и . Список обнаруженных опечаток будет размещен по адресу: http://vig.prenhall.com/catalog/academic/product/0,4096,0131240722,00.html.