next up previous contents
Next: Специальные действия Up: Средство управления проектом make Previous: Переменные в make-файлах   Contents

Шаблонные правила

Шаблонные правила (implicit rules или pattern rules) могут быть применены к целой группе файлов. В этом их отличие от обычных правил - описывающих отношения между конкретными файлами.

Традиционные реализации make поддерживают так называемую ``суффиксную'' форму записи шаблонных правил: .<расширение_файлов_зависимостей>.<расширение_файлов_целей>: <команда_1> <команда_2> ... <команда_n>

Например, следующее правило гласит, что все файлы с расширением "o" зависят от соответствующих файлов с расширением "cpp": .cpp.o: gcc -c $^

Обратите внимание на использование автоматической переменной $^ для передачи компилятору имени файла-зависимости. Поскольку шаблонное правило может применяться к разным файлам, использование автоматических переменных - единственный способ узнать, для каких файлов сейчас задействуется правило.

Шаблонные правила позволяют упростить make-файл и сделать его более универсальным.

В самом первом примере все правила компиляции для получения файлов типа .o имеют одинаковую форму. Очень неудобно повторять их снова и снова; это может привести к ошибке при написании make-файла. Поэтому gmake можно указать - для известных стандартных случаев - действия и имена файлов по умолчанию для создания различных типов файлов. Для наших целей наиболее важным является то, что gmake известно, как создать файл F.o из исходного файла F.cc. В данном случае gmake автоматически использует правило F.o : F.cc
$(CXX) -c -Wall $(CXXFLAGS) F.cc,
которое вызывается, чтобы создать F.o, если существует файл C++ с именем F.cc, но не определяет точные действия для создания F.o. Использование префикса ``CXX'' является следствием соглашения об именах для переменных, связанных с C++. Также создается команда F : F.o
$(CC) $(LDFLAGS) F.o $(LOADLIBES) -o F,
чтобы сообщить, как создать исполняемый файл F из F.o.

В результате предыдущий пример можно переписать следующим образом:

Makefile for simple editor

SRCS = edit.cc kbd.cc commands.cc display.cc $\backslash$
insert.cc search.cc files.cc utils.cc

OBJS = $(SRCS:.cc=.o)
CC = gcc
CXX = gcc
CXXFLAGS = -g
LOADLIBES = -lg++

edit : $(OBJS)
edit.o : defs.h
kbd.o : defs.h command.h
commands.o : defs.h command.h
display.o : defs.h buffer.h
insert.o : defs.h buffer.h
search.o : defs.h buffer.h
files.o : defs.h buffer.h command.h
utils.o : defs.h



2004-06-22