previous up down next index index
Previous: 4.5.14 Современные поисковые системы    UP: 4.5.8 Поиск узлов и людей
Down: 5 Диагностика локальных сетей и Интернет
    Next: 4.5.16 Некоторые другие процедуры Интернет

4.5.15 Диалог в локальных сетях и в Интернет
Семенов Ю.А. (ГНЦ ИТЭФ)

Команды Talk (для SUN), Phone (для VAX/VMS) и другие служат для переговоров двух человек, работающих на одной и той же ЭВМ с удаленных терминалов в реальном масштабе времени. Хотя эти команды и не используют протоколы TCP/IP, они весьма удобны при работе, в частности при отладке новых телекоммуникационных каналов. Вызов осуществляется в соответствии с форматами: Talk bobyshev@ns.itep.ru или Phone <ID>, где <ID> - имя партнера (его ID, используемое при входе в ЭВМ), с которым вы хотите поговорить. При использовании этих процедур экран делится на две части по вертикали, верхняя часть предназначена для печати текста вызывающего, нижняя часть для его партнера.

Существует версия и Internet-Phone, которая обеспечивает голосовую двухстороннюю связь между пользователями сети. Этот вид услуг примыкает скорее к разновидностям сервиса, описанным в следующей главе. Для обеспечения работы такого канала связи достаточно ЭВМ PC-486SX с частотой 25МГц, памятью 8Мбайт и стандартной аудио-картой. Программы, поддерживающие этот вид сервиса, работают в рамках Windows, Winsock 1.1. При этом вы займете полосу канала шириной 7.7Кбит/c. При установке звуковой VC-платы c сжатием аудио-информации можно ограничить требования на полосу до уровня 6.72Кбит/c. Следует ожидать появления программ и на других платформах и в других средах. Общедоступное программное обеспечение для работы с аудио-версией Phone можно получить через анонимное FTP по адресу ftp.volcaltec.com (используйте ID-пользователя=ftp). Разговаривать можно только с одним партнером одновременно. Возможно совмещение разговора с другими процедурами Internet, что особенно привлекательно при диагностике и отладке каналов и сетевых программ. Internet-Phone контактирует с IRC (Internet Relay Chat, смотри подробнее в следующей главе), что позволяет получить необходимую справочную информацию. Используя возможности IRC, можно выбрать мышкой нужного вам партнера и начать беседовать с ним, если он конечно сидит у ЭВМ, которая оснащена необходимым аппаратным и программным обеспечением. В рамках этого вида сервиса вы можете обсудить какой-то документ, отображенный на экране терминалов, отмечая нужные места с помощью манипуляторов мышь. Это дает возможность согласовать в реальном масштабе времени текст документа, обсудить элементы конструкции или схемы, не тратя деньги на командировку или на дорогостоящее оборудование для видеоконференций. Бесплатно поболтать с вашим приятелем в Рио-де-Жанейро - это ли не мечта многих россиян?

Если же специального оборудования в вашем распоряжении нет, можно воспользоваться текстовой версией Talk или Phone. Обращение к Talk имеет форму:

talk имя_пользователя [ ttyname ]

Если вы хотите поговорить с кем-то на вашей ЭВМ, достаточно в качестве параметра ввести имя_пользователя (login ID). Если же ваш партнер работает на другой машине, имя адресата может иметь вид: host!пользователь или host.пользователь, или host:пользователь, или пользователь@host, где host - это имя ЭВМ, на которой работает ваш партнер. Последняя форма используется чаще. При необходимости переговорить с человеком, работающем на определенном терминале, следует ввести имя этого терминала (ttyname). При получении запроса Talk выдает на экран следующее сообщение:

Message from TalkDaemon@his_machineattime...
talk: connection requested by ваше_имя@ваша_ЭВМ.
talk: respond with: talk ваше_имя@ваша_ЭВМ

Пользователь, желающий участвовать в диалоге, должен ответить:

talk ваше_имя@ваша_ЭВМ

Когда связь установлена, оба участника диалога могут печатать текст одновременно с отображением обоих текстов в верхней и нижней частях экрана. Нажатие комбинации СTRL-L переписывает заново содержание экрана. Для завершения диалога следует нажать CTRL-Y. Имя ЭВМ адресата можно найти в файле /etc/hosts, а имя терминала в файле /etc/utmp. В процессе общения с использованием терминала возникает проблема - "пальцы не поспевают за мыслью". Традиция англоязычного общения выработала некоторые общепринятые сокращения часто используемых слов и выражений, которые могут облегчить диалог:

Таблица 4.5.15.1. Общепринятые сокращения, используемые при диалоге

Общепринятое сокращение выражения

Выражение

Перевод

BCNU

be seeing you

пока

BRB

be right back

возвращайся вовремя

BTW

by the way

кстати

BYE

goodbye

до свидания, я готов закончить диалог

BYE?

Goodbye?

вы готовы завершить диалог?

CU

see you

пока

CUL

see you later

увидимся

FYI

for your information

для вашего сведения

FWIW

for what it's worth

за чем это нужно

GA

go ahead and type

давай, продолжай

IMHO

in my humble opinion

по моему скромному мнению

IMO

in my opinion

по моему мнению

JAM

just a minute

минутку

O

over

ваша очередь говорить

OO

over and out

до свидания

OBTW

oh, by the way

а кстати

ROTFL

rolling on the floor laughing

кататься по полу от смеха

R U THERE?

are you there?

вы там?

SEC..

wait a second

подождите секунду

WRT

with respect to

с уважением

IRC
Семенов Ю.А. (ГНЦ ИТЭФ)

IRC - (Internet Relay Chat, RFC-1459) представляет собой систему переговоров в реальном времени. Она аналогична команде talk, которая используется на многих ЭВМ в Интернет. IRC делает все, что может talk, но позволяет также переговариваться более чем двум лицам одновременно. IRC предоставляет и много других удобных услуг.

Когда вы печатаете текст в IRC, все что вы напечатали будет немедленно передано другим пользователям, кто подключен к разговору. Причем они при желании могут вам ответить в реальном масштабе времени. Темы обсуждений в IRC варьируются в широких пределах. Обычно разговор идет по-английски, но существуют каналы для немецкого, японского, финского и других языков (русский язык здесь не является исключением, какой-же русский откажет себе в удовольствии поболтать, особенно в рабочее время). Клиенты и серверы для IRC доступны через анонимное FTP по адресу: cs.bu.edu. Некоторые узлы позволяют доступ к IRC через telnet, например, wbrt.wb.psu.edu и irc.demon.co.uk. В обоих узлах вход в систему осуществляется (login) как IRC.

В таблице 4.5.15.2 приведены основные команды IRC.

Таблица 4.5.15.2. Основные команды IRC

Команда IRC

Описание

/a

Отбрасывание оставшегося выхода для текущей команды

/help

Отобразить список IRC-команд

/help команда

Выдает описание команды

/help intro

Отображает введение в IRC

/help newuser

Отображает информацию о новых пользователях

/join канал

Подключиться к соответствующему каналу

/leave канал

Покинуть соответствующий канал

/list

Выдать информацию о всех каналах.

/list канал

Отобразить информацию о конкретном канале

/list -min n

Отобразить каналы, которые имеют как минимум n человек

/list -max n

Отобразить каналы, в которых не более n человек

/me операция

Отобразить определенную операцию

/mode * +p

Делает текущий канал личным

/msg псевдоним текст

Посылка частного сообщения указанному человеку

/msg , текст

Посылка сообщения последнему корреспонденту, кто вам что-то прислал

/msg . текст

Посылка сообщения последнему корреспонденту

/nick

Отобразить ваш псевдоним

/nick псевдоним

Изменить ваш псевдоним

/query псевдонимы

Послать все ваши сообщения указанным лицам

/query

Прекратить посылку частных сообщений

/quit

Прервать работу IRC (quit).

/set novice off

Позволить некоторые операции, например, подключение ко многим каналам

/who канал

Определяет, кто подключен к определенному каналу

/who псевдоним

Выдает информацию о конкретном человеке

/who *

Определяет, кто подключен к каналу

/whois псевдоним

Выдает всю информацию об определенном человеке

/whois *

Выдает всю информацию о всех

Многие серверы системы IRC для соединения друг с другом используют древовидную схему. Некоторые серверы, взаимодействуя друг с другом, передают информацию о существовании других серверов, пользователей или других ресурсов. Фундаментальной для IRC является концепция канала. Все пользователи, когда они в системе IRC, находятся на одном канале. Сначала вы входите в нулевой канал. Вы не можете послать сообщение, пока вы не вошли в канал и не задали параметры этого канала. Число каналов не ограничено.

Когда вы находитесь в системе IRC и нуждаетесь в помощи, выдайте команду /help. При возникновении проблем можно контактировать с Кристофером Девисом (Christopher Davis, ckd@eff.org) или с Еленой Роуз (Helen Rose, hrose@eff.org). Можно запросить помощь у оператора каналов IRC, например, #twilight_zone и #eu-opers. Различные документы по IRC и архивы списков рассылки IRC доступны через анонимное FTP по адресу ftp.kei.com, cs.bu.edu irc/support/alt-irc-faq или dorm.rutgers.edu pub/Internet.documents/irc.basic.guide. Группа новостей:

alt.irc, alt.irc.recovery. Имеется возможность доступа к материалам по IRC и через WWW: www.kei.com irc.html; eru.dd.chalmers.se home/f88jl/Irc; mistral.enst.fr ~pioch/IRC; alpha.acast.nova.edu IRC; www.infosystems.com cgi-bin/www2irc.

RELAY

RELAY представляет собой систему серверов в глобальной сети Bitnet/EARN, которая ретранслирует интерактивные сообщения от одного пользователя к другим, кто подписан на данный "канал" системы RELAY. Пользователь, подписанный на ближайший RELAY, виртуально подписан на всю систему RELAY. Большинство узлов RELAY отключаются в часы пик. Только некоторые из них работают 24 часа в сутки. Каждый RELAY-сервер обслуживает ограниченное число узлов, называемых сферой обслуживания. RELAY - это программа, которая позволяет нескольким людям общаться через сеть в реальном масштабе времени. Для того чтобы начать, вы должны подписаться на RELAY, для чего поместить ваш ID в текущий список пользователей. Взаимодействие с RELAY осуществляется также, как с обычным пользователем. Команды RELAY начинаются с символа /, все что не начинается с / считается сообщением и пересылается всем текущим пользователям.

RELAY доступна по следующим адресам EARN/Bitnet. В скобках приведено условное имя RELAY-ЭВМ.

RELAY@AUVM (Wash_DC)

RELAY@PURCCVM (Purdue)

RELAY@BEARN (Belgium)

RELAY@SEARN (Stockholm)

RELAY@ITESMVF1 (Mexico)

RELAY@TAUNIVM (Israel)

RELAY@CEARN (Geneva)

RELAY@TECMTYVM (Monterrey)

RELAY@CZHRZU1A (Zurich)

MASRELAY@UBVM (Buffalo)

RELAY@DEARN (Germany)

RELAY@UFRJ (RioJaneiro)

RELAY@DKTC11 (Copenhagen)

RELAY@UIUCVMD (Urbana_IL)

RELAY@FINHUTC (Finland)

RELAY@USCVM (LosAngeles)

RELAY@GITVM1 (Atlanta)

RELAY@UTCVM (Tennessee)

RELAY@GREARN (Hellas)

RELAY@UWAVM (Seattle)

RELAY@HEARN (Holland)

RELAY@VILLVM (Philadelph)

RELAY@JPNSUT00 (Tokyo)

RELAY@YALEVM (Yele)

RELAY@NDSUVM1 (No_Dakota)

RELAY@WATDCS (Waterloo)

Система RELAY доступна пользователям сетей EARN/Bitnet через интерактивный обмен (SEND-команда в VMS/JNET, или PHONE в VAX/VMS). Все ЭВМ-серверы RELAY - это IBM VM/CMS системы, но вам не нужно быть пользователем VM, для того чтобы использовать RELAY. Если вы не в сети EARN/Bitnet, доступ к системе RELAY для вас закрыт. CHART доступен на любом NETSERV.

При регистрации клиенту посылаются файлы RELAY INFO и RELAY USERGUIDE, которые содержат подробное описание RELAY.

Краткое руководство по применению RELAY доступно из списка файлов документов EARN. Пошлите e-mail по адресу LISTSERV@EARNCC.BITNET. В теле сообщения напечатайте: GET RELAY MEMO.

Previous: 4.5.14 Современные поисковые системы    UP: 4.5.8 Поиск узлов и людей
Down: 5 Диагностика локальных сетей и Интернет    Next: 4.5.16 Некоторые другие процедуры Интернет