e-mail: crnre@aha.ru N1 (12), 17 января 1997 г. |
С ростом популярности офисных пакетов Microsoft Corp., Corel Corp. и Lotus Development Corp. на переднем крае борьбы за передел рынка, по словам реселлеров, по-прежнему остается главный офисный инструмент - текстовый процессор.
Пять лет назад WordPerfect, принадлежавший в то время компании WordPerfect Corp., был стандартом де-факто в классе текстовых процессоров. Реликты вроде WordStar или MultiMate, пытавшиеся конкурировать с ним на начальном этапе, вынуждены были признать свое поражение.
Новый владелец WordPerfect фирма Corel ныне столкнулась с упорным соперничеством со стороны Microsoft Word. И хотя WordPerfect все еще вне конкуренции в таких секторах рынка, как юриспруденция и аудит, градостроительство, банковское дело и оптовая торговля, реселлеры отмечают, что "MS-Word почти догнал" WordPerfect. Так считает, например, Джон Хэнсон, президент компании RUR Services.
Хэнсон утверждает, что клиенты, которым нужен текстовый процессор, обычно спрашивают WordPerfect. Однако вследствие заметного увеличения объема предустановленных на ПК программных средств Microsoft пользователи начинают более тесно работать с продуктами этой фирмы.
Предустановка ПО искажает рыночную статистику. Когда производители ПО поставляют свои изделия вместе с настольными ПК, реализация целого комплекта считается как продажа всех его компонентов в отдельности. Это было отмечено в исследовании Dataquest Inc. по объемам продаж трех основных поставщиков в I квартале 1996 г.
"Данные об объемах продаж, содержащие заметную долю поставок OEM-партнерам, могут вводить в заблуждение, так как учитывают бесплатные поставки ПО конечному пользователю, который, возможно, и не намерен его применять", - заметил один из экспертов.
Далеко не все реселлеры высказываются в пользу предустановки ПО. Петер Лессер (компания Kraft, Kennedy & Lesser, KKL), специализирующаяся на обслуживании юридических фирм), принимавший участие в тестировании, сказал, что его фирма покупает компьютеры с предустановленным ПО из-за более низкой цены и наличия лицензии. Однако в каждом поступившем ПК жесткий диск переформатируется и устанавливается набор ПО в соответствии с пожеланиями заказчика.
По словам Леса Адамса-младшего, президента VAR-компании из Механиксбурга BSI Systems Inc., его дистрибьюторы вообще не предлагают предустановленного ПО.
Хэнсон из RUR Services оказался единственным реселлером, высказавшимся за предустановку ПО. По его мнению, чем больше "наполнена" система, тем легче ее продавать.
Соглашения о предустановке и специальных ценах, которые Microsoft заключила с прямыми поставщиками ПК, заставили вновь сконцентрировать внимание на каналах сбыта. Сообщения CRN о контрактах Microsoft с Gateway и Dell вызвали порядочную суматоху в лагере Microsoft. Деннис Тевлин, менеджер по продуктам для Office, сказал, что опубликованные критические письма от читателей стали неожиданностью для Microsoft, и он согласен, что нужно провести переговоры с VAR'ами.
Джон Уилкинсон, старший менеджер Lotus по маркетингу, заявил, что SmartSuite усиленно рекламируется и усилия компании сосредоточены на том, чтобы создать продукту репутацию в каналах сбыта. Майкл Коуплэнд, президент и главный управляющий Corel, заявил, что в настоящее время WordPerfect Suite 7 предустанавливается только на компьютеры производства Packard Bell Electronics. По мнению реселлеров, включение в этот набор Netscape Navigator дает дополнительные преимущества.
Джон Хекман, старший консультант KKL, сказал, что WordPerfect остается лидером, но если он уступит еще какую-то часть рынка MS-Word, то ситуация изменится. С этим согласен и Адамс. 70% его клиентов используют WordPerfect, и лишь 30% - MS-Word. "Я думаю, что через несколько лет соотношение будет обратным", - говорит он.
Тевлин из Microsoft считает, что 70%-ная доля WordPerfect - это победа Microsoft. "Могло бы быть и 100%", - добавляет он.
По заявлениям представителей Lotus, продажи WordPro идут очень хорошо. Уилкинсон заметил, что, согласно исследованию, проведенному Software Publishers Association, WordPro принадлежало 10% рынка в III квартале 1995 г. и 26,3% во II квартале 1996 г.
Согласно проведенному недавно CRN опросу реселлеров ПО, последние называют Microsoft Office наиболее удачным и хорошо продаваемым офисным пакетом (77%), на Corel-WordPerfect приходится 10%, а, Lotus даже не попала в список.
Большинство реселлеров, точнее 52%, считают, что офисные пакеты в целом по сравнению с шестью другими категориями ПО, в том числе средствами для коллективной работы и связи с Internet, - это самая продаваемая категория программных продуктов.