PC Magazine/RE logo
©СК Пресс 12/96
PC Magazine, September 24, 1996, p. 87

Программный демпинг

Джон Дворак


В Microsoft заявляют, что браузер Explorer будет бесплатным всегда. Переводим: столько времени, сколько потребуется для разорения Netscape.

Можно ли верить заявлениям представителей корпорации Microsoft о том, что ныне бесплатный браузер Internet Explorer будет бесплатным всегда. И почему именно эта программа, а не другие? Действительно, она гораздо полезнее и важнее, чем "обои" и утилиты из Microsoft Plus! for Windows95 за 50 долл. и программа дл домохозяек Julia Child CD-ROM ценой 40 долл. Очевидно, что нынешняя политика Microsoft в конкурентной борьбе браузеров объясняется лишь тем, что браузеру Internet Explorer не удалось стать лидером рынка. Имя этому явлению - ДЕМПИНГ, практика продажи продукта по цене ниже себестоимости или бесплатная его раздача с целью захвата ниши на рынке за счет вытеснения более слабых конкурентов.

Демпинг - это убийственная практика, впервые привлекшая всеобщее внимание в тот момент, когда японцы воспользовались ею на рынках различной электроники типа телевизоров и полупроводников. Но после тщательного изучения этой проблемы ситуация на рынке полупроводников выровнялась.

Идея демпинга проста: вы находите рынок, которым хотите овладеть, и оцениваете, обладает ли ваш конкурент ресурсами, достаточными для покрытия убытков от продаж товара по заниженной цене, и сравниваете полученные результаты со своими возможностями. Если расчеты в вашу пользу, вы продаете товар по цене ниже себестоимости до тех пор, пока конкурент не отступит или не разорится. Такой способ завоевания доли рынка применяется крупными компаниями, средства которых позволяют им выдержать потери. В большинстве секторов рынка это считается незаконной деловой практикой, запрещенной правительством США. По крайней мере так было до сих пор.

Интересно, почему же федеральное правительство не призвало к ответу за подобные действия Microsoft? Очевидно, что в отличие от большинства компаний Microsoft ничем не ограничена в выборе методов ведени дел с целью добиться господства во всех областях рынка программного обеспечения. Это классический пример демпинга, явного и откровенного. Тот аргумент, что убыточные поставки Internet Explorer рассчитаны на привлечение покупателей "в магазин, чтобы они купили что-нибудь еще", просто не выдерживает критики. Что еще? Windows? Или cуществует какая-то заметна альтернатива Windows, о которой я не знаю?

Я полагаю, что Microsoft мотивировала бы бесплатную раздачу Internet Explorer тем, что это общедоступна услуга. Кроме того, в компании объяснили бы, что это всего лишь дополнение к Windows, и потому бесплатное. "Мы решили, что Internet Explorep выполняет очень важные функции и должен быть такой же частью операционной системы, как File Manager. Мы раздаем File Manager и Windows Explorer бесплатно, но никто не обвиняет нас в демпинге. Какой еще демпинг?"

Я думаю, кто-то может возразить, что поставки модул MS-DOS в составе Windows тоже приносят убытки. Но, задавая вопрос о демпинге, мы спрашиваем не о том, почему какой-то продукт войдет или не войдет в комплект другого продукта, а о том, почему цена у него ниже себестоимости. Товар должен быть конкурентоспособным или вне всякой конкуренции? Никого ведь не травмирует приглашение, выданное MS-DOS на ПК, работающем под управлением в Windows. Microsoft уже владеет этим рынком. И наоборот, на арене Internet корпораци Microsoft - опоздавший новичок, вот почему она так щедро раздает Internet Explorer - ее доля на этом процветающем рынке составляет всего лишь 5%, соответственно и влияние на нем слабо.

Очевидно, что основная цель проводимой политики - фирма Netscape, чей браузер Navigator в настоящее врем доминирует на рынке. Microsoft заявляет, что Internet Explorer будет бесплатным. Переводим: столько времени понадобится для разорения Netscape. У такой практики нет другой цели, кроме как разбить конкурента и устранить его из бизнеса. И все. Ясно, что така тактика имеет катастрофические последствия дл конкурентов.

Бесплатное программное обеспечение - мне это очень нравится, но меня не купишь доводами Microsoft об "общественной пользе". Если бы Microsoft проявила какие-то благотворительные наклонности в прошлом, обнародовав, скажем, исходные тексты старых программ MS-DOS, возможно , я был бы готов понять эту компанию. Но все еще живо в памяти давнее заявление вице-президента Microsoft Стива Балмера по поводу высокой цены системы OS/2 (когда его компания еще занималась ею). "Мы должны покрыть расходы, связанные с ее разработкой", - неоднократно слышал я от Болмера. Почему же теперь, когда, по информации от самой Microsoft, ее сотрудники трудится над продуктами дл Internet, затраты на разработку такого продукта, как браузер, не имеют для них большого значения?

Забавно, но Microsoft могла бы с легкостью выдержать конкуренцию на рынке браузеров, даже играя по правилам. Ее браузер в значительно большей степени ориентирован на услуги по сравнению с продуктом Netscape, которая и так подавлена свалившимся на нее быстрым успехом. Почему Microsoft в своей рыночной стратегии предпочла демпинг, остается загадкой. Похоже, они впали в панику, что не может оправдать демпинга.