Идеальный графический акселератор
PC Magazine/RE logo
©СК Пресс 10/96

Идеальные компоненты


Идеальный графический акселератор
Джефф Мейс

Вы можете повысить общую производительность своей системы, выбрав графический акселератор, который идеально подходит для выполняемого вами типа работ. Эти внутренние периферийные устройства выпускаются в различных вариантах, поэтому, чтобы сделать правильный выбор, вам потребуется предварительно ознакомиться с ними.

Все современные графические адаптеры выполнены на основе одних и тех же интегральных компонентов. Например, графический контроллер ускоряет обработку вызовов GDI (графический интерфейс устройства), которые формирует в процессе работы ваша прикладная программа. В противном случае эти вызовы обрабатывались бы центральным процессором и программным акселератором Windows 95 DIB (Device Independent Bitmap - независимое от устройства растровое представление), Windows NT GDI или OS/2 Presentation Device Driver (драйвер устройства представления). Драйвер платы, обеспечивающий взаимодействие с операционной системой, передает эти вызовы графическому контроллеру, который преобразует двоичные представления шрифтов, линий, рисунков, цветов заполнения и всего остального, что выводится на экран, в пикселы, или элементы изображения.

Затем контроллер пересылает информацию, представленную в виде пикселов, в расположенное на плате ОЗУ, называемое буфером кадров. Там в виде матрицы X, Y, соответствующей двумерной сетке (разрешению) экрана, размещается и сохраняется новое экранное изображение. Затем цифро-аналоговый преобразователь RAMDAC, служащий для преобразовани сформированных компьютером цифровых пикселов в аналоговый сигнал RGB (красный-зеленый-синий) дл управления монитором, обращается к содержимому буфера кадра много раз в секунду.

Ввиду высокой стоимости ОЗУ вам придется подсчитать необходимую емкость памяти в зависимости от выбранных вами для работы разрешения (размера изображения на экране) и глубины представления цвета (числа цветов). Для этого существует простая формула. Найдите произведение горизонтального разрешения на вертикальное, а затем полученный результат умножьте на 1 при 8-бит представлении цвета, на 2 - при 16-бит представлении цвета (65 тыс. цветов) и на 3 - при 24-бит представлении цвета (16,7 млн. цветов). Например, для работы с разрешением 640x480 при 256 цветах (при 8-бит глубине представления цвета) вам потребуется на плате ОЗУ емкостью 308 Кбайт. Для работы с 24-бит глубиной представлением цвета вам потребуетс ОЗУ в три раза большей емкости, т.е. около 1 Мбайт, поскольку для размещения информации, непосредственно не отображаемой на экране (например, для кэшировани недавно использованных растровых изображений или шрифтов), потребуется немного больше места в памяти.

Наиболее широкое распространение в настоящее время в сфере бизнеса получили стандарты разрешение 800x600 (SVGA) или даже 1024x768 для 17-дюйм экранов. Несложные вычисления быстро подсказывают нам, что на идеальна графическая плата должна содержать ОЗУ емкостью не менее 2 Мбайт для буфера кадров, чтобы обеспечить разрешение 1024x768 при 16-бит глубине представлени цвета. Если вы хотите работать с 24-бит представлением цвета или планируете в дальнейшем переходить к более высокому разрешению, то вам лучше подыскивать плату, которая позволит вам расширить память свыше 2 Мбайт. Профессиональным художникам-графикам, работающим с пакетами редактирования изображений при еще более высоких разрешениях (до 1600x1280 пикселов), вероятно потребуется плата с ОЗУ емкостью 6 Мбайт и выше.

Возможные узкие места

Канал ввода данных в графическую плату - это соединение с шиной. Ваш выбор ограничен типом шины, реализованной на системной плате вашего ПК. Хотя многие графические платы совместимы с шинами ISA, VL и PCI, все новые и более быстродействующие платы предназначаются только для PCI. Графические контроллеры, устанавливаемые на шине PCI, могут работать в режиме главного абонента шины и реализовать принципы PnP.

Следующий критический фактор - разрядность по каналу передачи данных, используемого графическим контроллером. Большинство современных контроллеров могут принимать за один цикл 64 разряда данных или, если емкость ОЗУ на плате составляет только 1 Мбайт, - 32 разряда. После запоминания информации на плате и обработки ее графическим контроллером она должна циркулировать между буфером кадра и преобразователем RAMDAC. Здесь только высокоскоростные передачи позволят не задерживать процесс. Для расширения полосы пропускания и повышения общей пропускной способности применяются несколько новых типов памяти и новые графические процессоры с контроллерами, предназначенными для работы с такой памятью.

Оперативная память

В недорогих платах начального уровня применяетс стандартная память типа DRAM (динамическое ОЗУ) или более новая память EDO (с увеличенным временем доступности данных) DRAM, которая повышает пропускную способность за счет того, что следующий цикл памяти может инициировать в ПК до завершения предыдущего. Но при использовании DRAM с одним портом чтения/записи всегда будут возникать проблемы, если вы собираетесь работать с глубиной представления цвета каждого пиксела более 8-бит. Большая глубина представления цвета ограничивает возможности DRAM для работы в качестве буфера кадров, и при записи данных от графического контроллера с одновременным чтением в RAMDAC дл регенерации изображения на экране ограничены.

Поскольку для получения резкого немерцающего изображения многие пользователи хотели бы установить для своих графических плат частоту регенерации не менее 75 или 80 Гц, в схемах видеопамяти (VRAM) предусматривается второй порт чтения, предназначенный исключительно для обслуживания RAMDAC. В схемах памяти WRAM (Window RAM) аналогичного назначения дл достижения производительности, необходимой при 24-бит представлении цвета, используются средства передачи выровненными битовыми блоками (BitBlt). Существуют и другие подобные типы памяти и непрерывно появляются все новые разработки. Например, в памяти типа SDRAM (синхронное графическое ОЗУ) реализована возможность записи блоками, подобная VRAM, что позволяет вам осуществлять ускоренную "заливку" областей и ускоренную закраску текста. Существуют и другие новые типы DRAM, например SDRAM (синхронное динамическое ОЗУ). Самым новым и совершенным типом памяти является Rambus, этот тип памяти обеспечивает очень высокую скорость передачи данных на плате через простое 32-контактное сопряжение с контроллером памяти.

Больше развитых функциональных возможностей

Если у вас имеется накопитель на компакт-дисках, то весьма вероятно, что в той или иной форме вы захотите иметь дело с видеоизображениями, поэтому ваша идеальна графическая плата должна работать с видео. В простейшем случае обработка движущихся видеоизображений означает последовательную обработку растровых изображений с частотой от 15 до 30 кадр/с (что создает иллюзию действительного движения). Но такая задача непосильна даже для графических плат, оборудованных двухпортовыми схемами памяти. Подыскивайте плату, обеспечивающую ускорение обработки и масштабирование движущихс изображений предпочтительно с помощью функций ускорени видео, встроенных в контроллер.

Возможности трехмерной обработки - новое требование к серийным графическим платам. Аналогично средствам видеообработки такие возможности будут реализованы во многих новых платах. С помощью процессора трехмерной обработки можно будет выполнять закрашивание или "натягивать оболочку" на каркас, представляющий трехмерное изображение. Конечно, серийные платы не смогут конкурировать с предназначенными дл профессионалов в области САПР или анимации платами ценой 2000 долл., но они вполне подойдут для игр и деловых программ с объемными функциями.

Наконец, подыскивайте плату, удобную для настройки, например, с хорошими драйверами Windows 95, OS/2 или Windows NT и дополнительными средствами, позволяющими легко устанавливать частоту регенерации и переключать разрешение.


Разрешение и частота регенерации. Для получения изображений хорошего качества на вашем 17-дюйм дисплее убедитесь, что графическа плата обеспечивает разрешение 1024x768 при частоте регенерации не ниже 80 Гц. Плата должна также иметь специализированные драйверы и утилиты дл применяемой вами операционной системы, обладающие такими возможностями, как переключение разрешени "на ходу". Цена - 300 долл.

  1. 2-Мбайт ОЗУ. Среднему пользователю в сфере бизнеса необходима память EDO DRAM емкостью 2 Мбайт. Для графической рабочей станции требуется от 4 до 8-Мбайт памяти типа VRAM или WRAM.

  2. Шина PCI, разрядность канала данных. Новые быстродействующие платы для повышени производительности предусматривают совместимость с шиной PCI. Кроме того, подыскивайте плату с 64-разрядным каналом передачи данных.

  3. MPEG и трехмерная обработка. Для облегчени декодирования видеоизображений MPEG и ускорени трехмерных игр и приложений выбирайте плату со средствами ускорения MPEG-1 при воспроизведении и аппаратными средствами трехмерной графики.

  4. Соединитель для расширения. Рано или поздно вы захотите выполнить модернизацию и купить дополнительную дочернюю плату, например, декодер MPEG-2 или телевизионный тюнер, поэтому убедитесь, что ваша графическая плата совместима с ними.